Юмор – лучший информатор | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Юмор –
лучший информатор

Автор: Стюарт Томас

Юмор – лучший информатор

читайте также

Основной способ зарядиться жизненной энергией

Александр Зайцев

Значимость нетипичных данных

Роджер Мартин,  Шерер Стивен

Самый продуктивный способ развить свои лидерские качества

Эрминия Ибарра

Не пора ли трансформироваться?

Бертолини Марк,  Вальдек Эндрю,  Дункан Дэвид

Давным-давно, еще за четыре года до краха Enron, сотрудники международного отдела этой компании собрались на корпоративную вечеринку. За официальными речами последовали скетчи и веселые представления - команде, подготовившей самое удачное шоу полагался приз. В 1997 году главной темой этих скетчей была менеджерская смекалка. Одно из шоу представляло собой пародию на “Волшебника страны Оз”, и в роли Злой Колдуньи выступила Шеррон Уоткинс - та самая сотрудница, которая впоследствии послала гендиректору Enron Кену Лею знаменитое предупреждение о том, что финансовые скандалы могут погубить корпорацию. Другому персонажу, Дороти, нужно было разыскать Колдунью и добиться от нее одобрения сделки. Спутниками Дороти были менеджеры: у одного из них отсутствовали мозги, у другого – сердце, а третьему, Трусливому Льву, не хватало смелости представить честный отчет, и поэтому он занимался приписками. Был в пьесе и Волшебник. Он прятался за занавесом, а затем оказалось, что у него не было современных компьютеров, не было финансовой интуиции – вообще ничего не было. Короче говоря, он тоже оказался мошенником. Эту роль играл Энди Фастоу. Его персонаж говорил, что для успеха в Enron не надо ни мозгов, ни сердца. Обращаясь к коррумпированному Льву, он сказал: “Вот такие парни мне по душе!”

Это происходило на сцене, а в жизни Фастоу вскоре занял пост финансового директора Enron. Как утверждается, именно он стал организатором мошеннических схем, призванных замаскировать ухудшение финансового положения компании. Когда занавес, скрывавший истинную ситуацию в Enron, поднялся, энергетический гигант рухнул. Для большинства сотрудников корпорации и для всего бизнес-сообщества это стало неожиданностью. Но ведь весь сюжет содержался в той шуточной пьеске! И точно та же идея звучала в шутке, обошедшей офис Enron после публикации отчета за 1997 год. На обложке отчета был изображен лес c большим листком посередине – остряки назвали документ “фиговым листком”.

Эта история – хороший урок: если хотите побольше узнать о компании, изучите ее юмор. Часто люди в шуточной форме высказывают неприглядную правду. Именно поэтому монархи держали при себе шутов: насмешники помогали пробиться к правде сквозь вязкий слой придворной лести. Сегодня такую же роль играет сатира в СМИ.

Этот принцип применим ко всем компаниям мира. Шуточные программы и представления на дилерских конференциях, остроты, звучащие на заседаниях и семинарах, шутки в электронных посланиях – все это ценнейший источник информации о том, что происходит в организации.