Трудно прочитать — легче запомнить | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Трудно прочитать —
легче запомнить

Студенты, прочитавшие два абзаца, набранные разными шрифтами, запомнили на 14% больше фактов из абзаца, напечатанного менее разборчивым шрифтом.

Автор: Оппенгеймер Дэниел

Трудно прочитать — легче запомнить

читайте также

Умеем ли мы просчитывать вероятности?

Фокс Джастин

Свежий номер Harvard Business Review Россия

Как руководитель должен реагировать на неприятности

Кристина Брэдли,  Эмма Сеппала

Самое интересное за 2017 год от «Harvard Business Review — Россия»

Редакция «HBR — Россия»

Оппенгеймер: Когда люди узнают об этих исследованиях, они удивляются. Наши выводы, казалось бы, противоречат здравому смыслу. Почему, если сложнее читать, легче запоминать? Но взгляните на это с другой стороны. Вот вы бегло просмотрели текст, до­брались до конца — и поняли, что не усвоили информацию. Но если осложнить чтение, вы не сможете быст­ро пробежать текст глазами. ­Поэтому не так уж странно, что, заста­вив человека сбавить темп и читать внимательнее, мы добиваемся луч­шего запоминания. Конечно, текст не должен быть чересчур неразборчивым — тогда его просто никто не поймет.

HBR: То есть замысловатые шрифты — это своего рода лежачие полицейские?

Все немного сложнее. Разнооб­разные данные говорят о том, что качество обработки информации зависит от уверенности в собст­венных силах. Когда текст трудно разобрать, нарушается беглость чтения и человек начинает сомневаться в том, что сможет все понять. Он волнуется, пытается сконцентрироваться и глубже вникает в содержание прочитанного.

Каким шрифтом напечатать это интервью, чтобы читатели его как следует запомнили?

Я бы предложил Monotype Corsiva. Я не специалист по верстке, и мы никогда специально не изучали этот вопрос. Но все согласятся, что Monotype Corsiva труднее разобрать, чем обычный шрифт вроде Arial Black. И мы видим, что люди действительно лучше запоминают информацию, набранную этим шрифтом.

Не кажется ли вам, что со временем все привыкнут к новому шрифту и он перестанет дейст­вовать?

Хороший вопрос. Беглость чтения можно регулировать разными способами. Например, с помощью необычного шрифта. Конечно, люди к нему со временем приспособятся, перестанут замечать и вскоре снова будут читать свободно. Но и тут можно схитрить — скажем, в учебнике каждую главу печатать новым шрифтом. Другой способ — поиграть с контрастом. На белом фоне серый шрифт разобрать сложнее, чем черный. К этому уже ­привыкнуть не получится: чем ниже контраст, тем хуже видно. То же самое касается шрифтов маленького размера.

В своем исследовании вы ­использовали обязательные для чтения тексты вроде учеб­ных пособий. Не даст ли этот метод обратный эффект в текстах, скажем так, для внеклассного изучения, например в журналах.

Действительно, в основном я изучал учебный процесс. Очевидно, что в сфере образования полученные мною результаты находят практическое применение. В случае с журналом есть риск, что читатель взглянет на него, скажет: «Да тут ничего не разберешь» — и навсегда отложит. Так что, если вы напечатаете эту статью шрифтом Monotype Corsiva, те, кто ее прочитает, хорошо все запомнят — но прочитают ее, наверняка, не все.

А что насчет других информа­ционных средств, например, видео? Лекция, записанная с низким разрешением, запомнится лучше?

Насколько мне известно, этот вопрос не исследовался, но можно предположить, что да. Нерезкое изображение на экране телеви­зора помешает восприятию. Уверен­ность зрителя в собственных силах ­снизится, и он гораздо более ­вдумчиво будет воспринимать инфор­мацию.

Можно ли использовать этот эффект, чтобы повысить запо­минаемость рекламы?

Это может послужить марке­тинговым инструментом, но тут не все так однозначно. Когда нару­шается беглость восприятия, в мозг по­ступает сигнал тревоги, порождающий ощущение риска. Если ­вы подумываете купить некий про­дукт, но вдруг, скажем так, спотыкаетесь, то наверняка решите, что с ним что-то не так. Когда мы экспериментировали со шрифтами на этикетках и смотрели, сколько люди готовы заплатить за тот или иной товар, мы поняли, что трудночитаемые этикетки ассоциируются с более низким качеством. Но есть и другие данные. К примеру, согласно некоторым исследованиям, нарушение плавности восприятия может служить сигналом «элитарности». Это можно было бы ис­пользовать при дистрибуции предметов ­роскоши, которые по определению должны быть дефицитными.

Не замечали ли вы, что хорошие преподаватели по наитию делают раздаточный материал трудным для чтения?

Нет, но я часто слышу, как пожилые преподаватели жалуются: мол, если использовать PowerPoint, студенты хуже учатся — другое дело доска и мел. Причина, видимо, в трудности восприятия рукописного текста. Что касается презентаций в PowerPoint, то преподаватели часто следуют общепринятому правилу: слайды должны быть предельно простыми и ясными. Наши выводы говорят об обратном.

Каково глобальное значение вашего исследования?

Я думаю, у него большой потенциал, но позвольте мне сделать одно уточнение. Большая часть исследования проводилась в средней школе с хорошими показателями успеваемости, 90% выпускников которой поступают в вузы, а также в Принстонском университете. И там, и там очень умные и мотивиро­ванные ученики.

Не вполне ясно, в какой степени можно проецировать наши результаты на школы с низкими показателями или на немотивированных учащихся. Тем не менее наше исследование могло бы внести существенный вклад в реформу образования. Чтобы ­изменить шрифты в учебниках, ­много денег не нужно, а эффект может превзойти все ожидания.

Реформируя образовательную систему, обычно решают глобальные вопросы: модернизируют программы обучения или повышают квалификацию учителей. Но многие исследователи, как и мы, хотят улучшить образовательный процесс при минимальных затратах. И в наше непростое время, когда бюджет у всех ограничен, стоило бы обратить внимание на результаты их работы.