Что не учла авиакомпания Malaysia Airlines | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что не учла авиакомпания
Malaysia Airlines

Двигатели Boeing 777 продолжали передавать информацию еще долгое время после того, как умолкли пилоты.

Автор: Дэвид Стивенсон

Что не учла авиакомпания Malaysia Airlines

читайте также

Разорвать оболочку

Грегерсен Хэл

Что делать, если бизнес растет быстрее, чем команда

Евгения Тюрикова

Почему вы проигрываете сложные переговоры

Джонатан Хьюз,  Дэнни Эртел

Как предвидеть кризисы и оправляться от них

После катастрофы обычно включается задний ум и внедряются узконаправленные нововведения с целью «никогда больше» не допустить подобного. Но иногда из таких несчастий все-таки удается извлечь более существенные уроки. Например, в случае с бортом 370 авиакомпании Malaysia Airlines мало кто из репортеров заинтересовался поразительным фактом: двигатели Boeing 777 продолжали передавать информацию еще долгое время после того, как умолкли пилоты. Но беда в том, что все эти данные не были вовремя приняты.

Если бы журналисты лучше разбирались в технологиях, они бы могли подать этот сюжет как пример «интернета вещей». Суть в том, что миллиарды приборов и датчиков, подключенных к Сети, автоматически передают и принимают сигналы и действуют в соответствии с этой информацией. Поскольку таких приборов намного больше, чем людей, можно говорить об «интернете вещей» с гораздо большей плотностью системы связей, чем наш, человеческий.

Данные, подтвердившие, что борт 370 продолжал полет еще несколько часов после того, как оборвались радиопереговоры, получены со спутников, главным образом с Inmarsat. Однако более точные данные можно было получить непосредственно от двигателей самолета марки Rolls-Royce Trent 800, ведь практически все авиадвигатели Rolls-Royce в последние годы оснащаются опцией выхода в «интернет вещей». Многие другие производители еще не озаботились такой задачей, но реактивные турбодвигатели слишком дороги, их нужно эксплуатировать максимально эффективно, к тому же к ним предъявляются повышенные требования безопасности, что вполне оправдывает дополнительные расходы на установку сенсоров, которые передают на землю информацию о работе двигателей в режиме реального времени. Сейчас на всех самолетных двигателях монтируется около 60 таких датчиков (на двигателях борта 370, поскольку они принадлежат к старшему поколению, датчики не были установлены сразу, но добавлены позже — однако это ничего не меняет).

Получаемая таким образом информация невероятно расширяет возможности самих производителей и клиентов. Теперь вместо регулярного осмотра и ремонта на основании не слишком точных данных (среднее время безаварийной эксплуатации) проводится профилактический ремонт индивидуально каждого двигателя, поскольку получаемые в режиме реального времени данные позволяют вовремя обнаружить даже невидимую глазом тончайшую трещину. Такой вид эксплуатации не только обходится дешевле, но и уберегает от катастрофических отказов двигателей в полете.

Оснащая свои авиадвигатели датчиками, производитель получает свободу маркетингового маневра: он может не продавать двигатели, а отдать их авиакомпании в лизинг, причем цена лизинга будет меняться динамически на основании точных данных о дальности полетов. Также можно заключить договор о ремонте и обслуживании в уверенности, что не предстоит столкнуться с внеплановой починкой.

Так почему же передаваемая с борта информация не помогла обнаружить самолет? Потому что авиакомпания сэкономила $10 и отказалась от опции доступа к данным, передаваемых двигателями в режиме реального времени. Если бы она потратила эти деньги, они окупились бы возможностью выжать максимум из авиадвигателей без угрозы для безопасности пассажиров, и обнаружить сбившийся с курса самолет не составило бы труда. Под таким углом зрения трагически затянувшиеся поиски борта 370 представляются очередным промахом менеджеров, не поспевающих за новыми технологиями.

Специалисты по «интернету вещей», с которыми я консультировался по этому поводу, считают вероятным, что информация от двигателей Rolls-Royce поступала в открытом (незашифрованном) формате, то есть теоретически она могла быть доступна и сотрудникам компании, и даже авиадиспетчерам. Иными словами, когда прекратилась радиосвязь, можно было переключиться на отслеживание работы двигателей, убедиться, что самолет все еще находится в воздухе, и, быть может, даже выгадать время и спасти жизни. Но все эти данные удалось обработать лишь спустя несколько дней: они пригодятся следствию, но уже ничего не изменят.

Намечается разрыв между техническими возможностями «интернета вещей» и способностью сотрудников компании найти им достойное применение, выработать соответствующие «интернету вещей» стратегии. В особенности менеджерам придется поломать себе голову над вопросом, который задает им новый технологический дизайн, а именно: раз мы теперь делаем вещи, которые сразу же встраиваются в «интернет вещей», кому мы открывает доступ к этим данным? Передача информации в режиме реального времени окажется куда более полезной, если открыть ее для многих пользователей.

Приведу более простой пример. Недавно я осматривал модель автомата для продаж, оснащенную выходом в «интернет вещей». Основное назначение этой технологии — индивидуализированный маркетинг. Датчики распознают клиента, «вспоминают» последнюю его покупку и предлагают наиболее подходящую для него скидку — например, на газировку плюс чипсы. Этот автомат может даже подстраивать цены под температуру окружающей среды (постарайтесь не произносить опрометчиво: «Все бы отдала за стаканчик холодного питья!»). Но и на этом разработчики не остановились, они задали тот вопрос, который я считаю основным для «интернета вещей» (он был бы невозможен в прошлом, когда профессиональная репутация и состояние зависели от соблюдения коммерческой тайны). Итак: кому еще следует иметь доступ к информации в режиме реального времени? В данном случае создатели автомата осознали, что эти же датчики могут сообщить и о том, что какие-то товары в ассортименте заканчиваются. Если поставщик сразу же получит это оповещение, машина доставки свернет с маршрута и в автомат будут загружены недостающие товары. К единому информационному потоку можно подсоединить различных пользователей.

Производители смогут заметно интенсифицировать взаимодействие в цепочке поставок, оптимизировать сборочные линии, встроив на всем их протяжении сенсоры и открыв доступ к этим данным сразу нескольким пользователям, от работников конвейера до партнеров фирмы и ее поставщиков, которым эти сведения также могут пригодиться.

В этой новой реальности имело бы смысл включить в правила авиационной безопасности требование к производителям двигателей: в обязательном порядке обеспечивать доступ к потоку данных и сотрудникам авиакомпаний, и диспетчерам, а авиаперевозчиков обязать постоянно отслеживать эти данные. Сделать это нетрудно: остается лишь поставить программу извещений именно для тех редчайших случаев, когда показания отклоняются от нормы.

Умные авиаперевозчики могли бы проявить инициативу и потребовать доступа к этим данным прямо сейчас. Специалисты отрасли сообщают, что некоторые авиакомпании используют данные в режиме реального времени, чтобы добиться максимальной эффективности работы двигателей — это дает им преимущество над конкурентами. (После прорыва на буровой платформе BP я уже предлагал применить аналогичные технологии и в области нефтедобычи). И если американское правительство одобрит проект нефтепровода Keystone XL, опять-таки встроенные сенсоры смогут вовремя обнаружить мельчайшие трещины и автоматически перекрыть трубу. Ни капли нефти не выльется в окружающую среду, а сотрудники компании тут же явятся на место происшествия и быстро восстановят рабочий режим нефтепровода.

Обеспечиваемая «интернетом вещей» возможность распространять данные в режиме реального времени среди многих пользователей сулит множество интересных возможностей, в том числе и шанс спасти чьи-то жизни.

Читайте по теме: