Главный по счастью: чем придется заниматься CEO через 5-10 лет | Большие Идеи

・ Лидеры

Главный по счастью: чем придется заниматься CEO через
5-10 лет

Чем руководители заменят методы управления, которые теряют эффективность

Автор: Роман Тышковский

Главный по счастью: чем придется заниматься CEO через 5-10 лет
Фото: Brooke Lark/Unsplash

читайте также

Вон отсюда: как технологии сделают вас безработными

Мартин Форд

Виртуальный мир как кузница руководящих кадров

Малоун Томас,  О’Дрисколл Тони,  Ривз Байрон

Шесть типов руководителя

Мария Макарушкина

Бойтесь формул!

Дерман Эмануэл

Чтобы оставаться востребованным через 5-10 лет, топ-менеджерам понадобится освоить новые компетенции, а компаниям ввести целый ряд новых позиций на уровне СЕО и топ-менеджмента. Действовать придется в условиях неопределенности, непрерывных изменений и тотальной цифровизации. При этом менеджмент лишится привычных рычагов управления, многие методы потеряют эффективность. Чем же их предстоит заменить?

Действовать в неизвестности

О будущем и его технологиях говорят каждый день, но от этого оно не становится более определенным. Огромный выбор технологий и скорость, с которой они сменяют друг друга, не позволяет давать более или менее точные прогнозы даже на среднесрочную перспективу. К примеру, финансы и банковская система, которые всегда были довольно предсказуемыми, могут полностью измениться из-за появления блокчейна и криптовалют. Но одни страны развивают эти технологии, а другие запрещают. Невозможно заранее предугадать, какая из концепций выиграет и как именно блокчейн повлияет на государственные и частные финансы. К примеру, в Deutsche Bank могут сократить десятки тысяч рабочих мест на фоне внедрения новых технологий, намекал в ноябре главный исполнительный директор банка Джон Крайан. А Сбербанк уже стал одной из крупнейших ИТ-компаний в России, если судить по количеству работающих в его структурах программистов и ИТ-специалистов.

То же самое происходит на рынке «зеленой» энергетики. Понятно, что использование возобновляемых источников будет набирать обороты. Так, Калифорния уже к 2020 году планирует до 50% своей электроэнергии получать из возобновляемых источников. Но порой экологичные технологии соперничают между собой даже внутри одного региона. И какое направление получит основную поддержку — солнце, ветер или биотопливо — иногда очень сложно предсказать. На этом пути мы увидим как «единорогов», так и множество обманутых инвесторских надежд.

Подобные развилки есть почти в каждой сфере бизнеса. И почти нет шансов заранее предугадать, какая из технологий выстрелит и перевернет ваш сегмент рынка.

В этих условиях топ-менеджеру стоит вспомнить Сократа и признать: «Я знаю, что ничего не знаю». То есть нужно не пытаться бесконечно устранять неопределенность, а учиться в ней жить, работать и спокойно управлять компанией. Раньше такой навык был востребован по большей части в кризисных ситуациях. Теперь он становится жизненно необходим в штатном режиме.

Хорошая новость: способность эффективно действовать в условиях повышенной неопределенности можно развить почти так же, как качают пресс в фитнес-клубе. Если вы долго принимаете решения, анализируя все факторы, попытайтесь изменить механику и определиться без промедлений. Начинать, разумеется, лучше с незначительных проблем и ситуаций. Полезно поработать с коучем на тему собственных страхов. И главное: необходимо постоянно учиться и впитывать новые знания, не давая своему мозгу привыкнуть к типовым моделям принятия решений.

Профессионально разрушать

Молниеносные изменения технологий и рынка, которые делают будущее неопределенным, также заставляют компании постоянно трансформироваться. Сегодня нельзя разработать стратегию развития на пять лет и исполнять ее, не оглядываясь на обстановку. Вместо этого придется непрерывно пробовать, оценивать текущую эффективность, корректировать не только свое поведение на рынке, но и саму компанию.

Чтобы направлять и координировать такую постоянную трансформацию, топ-менеджеру необходимы в том числе навыки agile-мышления, один из главных принципов которого — быть подвижным в подвижной среде.

Многие компании уже ввели специальную должность для управления изменениями — Chief Transformation Officer. Основные задачи этого топ-менеджера связаны не столько с внедрением конкретной технологии, сколько с необходимостью постоянно менять процессы и функции в соответствии с тем, как они меняются в мире. Например, один из крупнейших издателей планеты Time Inc. решил открыть эту должность в связи с попытками изменить позиционирование и компенсировать падение доходов от печатной рекламы за счет цифровых площадок.

Роль изменений в жизни компаний возрастает настолько, что ими нужно не просто руководить, а непрерывно к ним подталкивать, то есть отслеживать внешние и внутренние сигналы и преобразовывать их в необходимые изменения. Соответствующая позиция может называться по-разному — к примеру, менеджер по мечте (Chief Dream Officer) или даже по разрушению (Chief Disruptor Officer). Но суть останется той же: это человек, который должен непрерывно двигать компанию к изменениям, а значит — разрушать устоявшийся порядок.

Попытки ввести подобную должность предпринимались давно. В 1994 году в First Virtual Holdings появилась позиция Chief Visionary Officer — по сути, «главный мечтатель». Им стал сооснователь компании Эйнар Стефферуд. Но если раньше такой опыт был точечным, а набор необходимых компетенций для должности очень приблизительным, то сейчас появляются профессиональные мечтатели (или разрушители). Навыкам подталкивать и внедрять изменения сегодня учат в Singularity University. Вероятно, вскоре похожие программы запустят и ведущие бизнес-вузы.

Внедрять и структурировать «цифру»

Большинство нынешних и будущих изменений в компаниях связаны с цифровизацией бизнес-процессов и продуктов. Пока за нее отвечают в основном digital-директора, иногда — подразделения ИТ.

Однако области диджитал и ИТ настолько усложняются и расширяются, что неизбежно распадутся на более узкие направления. С высокой вероятностью появятся свои топ-менеджеры по виртуальной реальности, которая в ближайшие 10 лет серьезно изменит жизнь корпораций в самых разных аспектах. Так, некоторые девелоперы уже сегодня показывают клиенту вид из будущей квартиры на город и дают возможность прогуляться по закрытому двору. Производственные и технологические компании успешно проектируют продукты и устройства и моделируют их работу с помощью VR. И это только первые звонки: VR будет проникать во все бизнесы вне зависимости от их специализации, а для ее интеграции в бизнес-процессы появятся компетентные Chief Virtual Officer.

Параллельно из ИТ-направления все больше выделяется обработка данных. За последние несколько лет мир собрал феноменальное количество информации, ее необходимо как-то анализировать, трансформировать и использовать. Для рынка позиция CDO — Chief Data Officer — уже не новая. Пока она присутствует в основном в технологических, финансовых или телекоммуникационных компаниях вроде Сбербанка, МТС или IBM. Однако вскоре такие позиции появятся практически в каждом крупном бизнесе наряду с CFO или СIO. Запрос ближайших пяти лет — руководители, способные построить работу с большими данными в компаниях, которые до этого не считали себя технологическими. Требования к ним будут достаточно жесткие: сильные математические навыки и опыт участия в нескольких аналогичных проектах.

Пионерами во внедрении новых «цифровых» должностей могут стать и digital-агентства. Тем более что они становятся все более востребованы. Как показал опрос более 50 российских digital-агентств, с августа 2016 года по март 2017-го число крупных тендеров на digital-услуги увеличилось более чем вдвое.

Впрочем, заниматься «цифрой» придется не только профильным СЕО или агентствам. Постепенно функция цифровизации распространится на каждого менеджера — как когда-то произошло, например, с финансами. Сегодня любой управленец должен владеть финансовыми знаниями, а свой бюджет готовит каждое подразделение и отдел, в то время как профильный департамент только выступает центром экспертизы и контроля.

Управлять, не управляя

Новые запросы к компании и топ-менеджменту предъявляет не только внешняя, но и внутренняя среда. Будущее лишает управленцев привычных рычагов и ставит перед ними новые требования.

Когда в послевоенные годы люди нуждались в хлебе, работа была для них вопросом выживания. Теперь у большинства из них есть выбор. По данным McKinsey, до трети экономически активного населения в мире состоит в независимых трудовых отношениях. Американский бизнес в прошлом создавал 3 млн новых рабочих мест в год, теперь — только 2 млн. Однако новой работы не стало меньше, просто выросла роль аутсорса и других альтернативных форм сотрудничества.

Работники, имеющие выбор и возможность сбежать на вольные хлеба, ожидают от работодателя не просто рабочего места со стабильным окладом. Они становятся клиентами компании, покупая за свое время и силы услугу по самореализации, повышению качества работы и жизни. И при прочих равных идут туда, где к их мнению прислушиваются.

Компании, в свою очередь, все больше отказываются от жесткой вертикали, где все решения принимаются наверху, и тяготеют к горизонтальным схемам управления. Исследование Deloitte показало, что традиционную модель руководства «сверху вниз» имеют только 38% компаний из 7 тыс. изученных.

В компании с горизонтальным или матричным управлением нельзя сказать «я прав, потому что я главный» или «сделай, как я говорю, иначе уволю». Фактически нужно руководить не сотрудниками, а людьми, выполняющими работу, то есть управлять, не управляя, больше вовлекать, чем руководить.

Способность услышать работников, правильно вовлечь их в процесс и совместить их запрос с нуждами компании станет одним из важнейших преимуществ в конкурентной борьбе в ближайшие годы. Эффективность работы любого станка может меняться на десятки процентов в зависимости от настроек и условий. Разумеется, люди не станки, но «тонкая настройка» и правильные условия работы нужны им не меньше. В идеале сотрудник должен быть счастлив в компании — это повышает его производительность как минимум на четверть.

Директоров по счастью наняли десятки крупных компаний — например, Google и Zappos. Пока практики работы и инструменты в этой сфере только формируются, но те компании, которым удастся осчастливить персонал, смогут экономить на приеме новых сотрудников, удерживать таланты и внедрять технологии, которые приносят с собой лучшие специалисты.

Еще один важный запрос к управленцам — на красоту, причем исходит он в равной степени от сотрудников и клиентов. Дизайн играет все большую роль на всех этапах коммуникации бренда. Важно, как выглядит рабочее пространство, продукты и даже документы компании. Поэтому функция арт-директора расширяется и эволюционирует, превращаясь в позицию Chief Design Officer, который отвечает за всю корпоративную визуальную культуру. Первый Chief Design Officer в Apple Джони Айв совмещает эту должность с постом вице-президента и участвует в разработке всех продуктов и нового офиса компании.

Однако главным идеологом и проводником перемен и новаций в корпоративной среде по-прежнему остается СЕО. Именно ему предстоит определять и градус трансформации, и баланс между эффективностью компании и счастьем персонала. Все это потребует от руководителей будущего новых навыков и немалых усилий. Те, кто решат сохранять статус-кво, конечно же, не лишатся работы в одночасье, но вряд ли смогут чувствовать себя уверенно во главе компании уже через несколько лет.

Об авторе. Роман Тышковский — управляющий партнер московского офиса Odgers Berndtson.