4 вопроса для основателей стартапа | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 вопроса для
основателей стартапа

Стартапы нельзя оценивать по параметрам традиционного бизнеса, существующего много лет.

Автор: Виниит Найар

4 вопроса для основателей стартапа

читайте также

Что делать, если вас поймали на лжи

Рон Каруччи

Не дайте нервному истощению застать себя врасплох

Стивен Д'Суза

Что мы говорим, когда говорим

Анна Натитник

Пробиться в мире мужчин

Ибарра Эрминия,  Колб Дебора,  Робин Эли

Предприниматели — спасательный круг любой экономики, в особенности основатели быстрорастущих стартапов, благодаря которым появляются новые рабочие места. Тем печальнее, что в США отнюдь не наблюдается стремительного роста новых компаний (как показывают некоторые свежие исследования). И это несмотря на то, что рецессия на Западе подходит к концу.

Для меня, ментора многих стартапов, подобное положение вещей — тревожный признак, и я хотел бы поговорить об одной причине этого явления, на которую слишком редко обращают внимание: удушение таблицами. Я постоянно слышу от учредителей новых фирм: как только в дело входят управляющие фондами, они принимаются контролировать финансовые потоки, выстраивать бюджеты, планировать прибыль, анализировать риски, строить финансовые модели и так далее до бесконечности.

Стартапы нельзя оценивать по параметрам традиционного бизнеса, существующего много лет. Разумеется, пристальный контроль нужен и стартапам, но, по моему опыту, можно контролировать без жесткого учета множества параметров. Достаточно, чтобы руководитель стартапа мог в любой момент внятно ответить на четыре простых вопроса.

Во-первых, какую конкретно проблему вы беретесь решить? Недостаточно предложить новый товар или услугу, сколь бы блистательной ни была ваша инновация сама по себе. Лакмусовая бумажка: вы сумели выявить уникальную проблему или же нашли уникальное решение уже известной проблемы.

Во-вторых, кто захочет платить за ваш товар или вашу услугу? Нужно с полной ясностью определить потенциального клиента. Как только определите целевую аудиторию, задайте вопрос: что они хотят купить. Это важно, а не что вы хотите продать. Насколько ценна для этой группы клиентов та изюминка, отличающая ваш товар от конкурентов? По какой причине они захотят платить за ваши услуги?

Читайте материал по теме: Успешный стартап: не в деньгах счастье

В-третьих, кто вам нужен в команде? Надо понять, почему вы берете в команду этого конкретного человека, обладает ли он необходимыми ключевыми навыками, а также сумеете ли вы сработаться, совпадают ли его жизненные цели и задачи с вашими.

И наконец, ради чего вы все это затеяли? Вы строите свой стартап надолго, вы хотите его перепродать, вам интересно решить сложную проблему? Необходимо разглядеть эту движущую пружину, потому что ею определяется и отпущенный стартапу срок, и насущные ресурсы, и параметры успеха.

Я не утверждаю, что инвесторов следует рассматривать только как источник финансирования и ни в коем случае не подпускать к проекту. Эти люди помогают предпринимателям своими советами достичь успеха Ведь благодаря им те могут увидеть себя в определенном контексте, поставить под вопрос казавшиеся идеальными и незыблемыми концепции. Главное, чтобы они не уничтожили «душу», оригинальную суть стартапа.

И еще одно предупреждение напоследок: разумеется, цель инвестора — заработать деньги, но это не всегда совпадает с миссией основателя компании. Как подчеркивает Кевин Лоу, финансовый директор AngelList: «Бизнес-модель должна обслуживать миссию, а не миссия — бизнес-модель». Мудрый инвестор помнит об этом и старается соблюдать баланс между двумя основными целями.

Читайте по теме: