Почему живой диалог важнее презентации | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему живой диалог
важнее презентации

Односторонняя подача материала не способствует оживлению разговора.

Автор: Джон Коулмен

Почему живой диалог важнее презентации

читайте также

Пусть NASA займется делом

Истербрук Грег

Опьянение властью заглушает эмпатию

Лу Соломон

Как заинтересовать инвестора, не сказав ни слова

Хуан Мартинес

Испытание обратной связью

Елена Витчак

Работая консультантом, я неизменно проявлял склонность к «драматическим» презентациям — берег главные находки до последнего момента, а затем срывал покровы и надеялся услышать дружное «ах». Мы с командой из сил выбивались в поисках правильных решений, мы готовили искусную презентацию, оттачивали ее вплоть до последних минут перед встречей с клиентами и триумфально входили в конференц-зал с толстой папкой распечатанных слайдов в PowerPoint, зачастую еще хранивших тепло принтерных красок.

Но как бы великолепно ни выглядела наша презентация (именно — выглядела), мы всякий раз при исполнении ее сталкивались с серьезными трудностями. Односторонняя подача материала не способствует оживлению разговора. И это плохо сказывалось на эффективности и командной работы, и самой консультационной помощи клиентам.

Поскольку мы «раскрывали тайну» в последнюю минуту, клиенты или даже члены команды, если презентация была обращена к ним, не успевали вполне усвоить новую информацию и не могли принять участие в полноценной дискуссии. Это снижало не только эффективность нашей работы, но и эффективность окончательных решений. Интеллект группы обычно превосходит интеллект конкретного индивидуума, и те догадки, которые наши товарищи и наши клиенты могли бы добавить к разговору, будь у них время подумать, существенно повлияли бы на итог.

Драматическая презентация, особенно если ей не предшествовали подробные обсуждения с членами клиентской команды, породила немало личных и организационных ошибок. Члены команды, впервые видевшие неожиданное и «парадоксальное» решение, переходили в глухую оборону. Мы упускали часть проблемы или предлагали решения, которые уже были испробованы и отвергнуты. А если о них вдруг вспоминали во время презентации, это сбивало нас с толку.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

Мы создавали идеальное решение в изоляции, мы подавали его как «свое», забывая, что каждый человек должен прийти к каким-то выводам сам, иначе он не будет их понимать, верить в них, не захочет преданно трудиться для их реализации.

И, честно говоря, когда собрание сводится к презентации — это скука. Вот вам хотелось бы сидеть и молча слушать другого человека — долгими нудными часами? Люди хотят задавать вопросы, комментировать. Они должны принимать участие в решении проблемы и в споре.

Эта ситуация всем нам знакома, и все же тенденция «драматизировать» презентацию сохраняется. Есть ли эффективные способы поощрять разговор вместо традиционной презентации, когда один говорит — остальные молча внемлют?

Во-первых, готовьте презентацию в сотрудничестве с лидерами мнения вашей аудитории.Порой лучший способ запустить процесс решения задач — открыть общую дискуссию, вовлечь в нее всех, чтобы прозвучали различные мысли о текущем положении дел и возможных последствиях. Так выходят на поверхность самые разные темы, и все заинтересованные лица получают возможность участвовать в разговоре. Затем, когда начинается собственно процесс поиска решений, продолжайте постоянное сотрудничество с этими членами клиентской команды, сверяйте основные вопросы, делитесь информацией и узнавайте их мнения. Информируйте свою будущую аудиторию на разных этапах процесса, и тогда во время самой презентации не будет сюрпризов.

Во-вторых, составьте план презентации так, чтобы оставалась возможность для комментариев и дискуссии.В большинстве случаев желательно раздать материал для чтения заранее. Основные мысли следует распределить в подаче равномерно и так же равномерно распределить вопросы, чтобы, читая ваш текст, люди всматривались в его ключевые аспекты. Наконец, ставьте «самое главное» в начало. Если открыть презентацию кратким перечнем ключевых ее итогов, слушатели будут держать эти мысли в уме и взвешивать их, постепенно получая в ходе нее более подробные сведения.

В-третьих, разошлите «окончательные» материалы группового обсуждения заранее и добейтесь, чтобы с ними ознакомились. Если явиться на встречу с тепленькой распечаткой, которую никто до сих в глаза не видел, самые внимательные слушатели во время презентации погрузятся в чтение и не заметят, как вы расписываете то же самое устно. Особенно это свойственно интровертам и людям, кому нужно сперва переварить информацию, а лишь потом обсуждать и делать выводы. Если вы распространите материал заранее с просьбой ознакомиться до встречи, все смогут как следует подготовиться к восприятию вашего доклада.

В-четвертых, не прогоняйте свой доклад страницу за страницей. Если слушатели имели время подготовиться, они будут информированы — и им будет скучно слушать дословное «озвучивание». Желательно поручить кому-то ведение дискуссии, попросить несколько человек высказаться по выводам доклада, по каким-то его ключевым идеям и перейти к диалогу. В таком случае разосланный материал и сама презентация послужат точкой отсчета для плодотворного разговора. Особенно удачно получается, если каждую из основных тем представляют разные докладчики, а не одинокий «исполнитель монолога» — складывается среда для коллективной дискуссии.

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

И наконец, назначьте модераторов, которые соберут все вопросы и комментарии. Если среди присутствующих есть руководители проекта или другие люди, которых воспринимают как лидеров, пусть этим займутся они и убедятся, что ни один голос не остался не услышанным. Можно провести формальную процедуру, опрашивая всех, одного за другим, но опытные модераторы умеют сделать то же самое в форме свободного разговора, где мнения подхватываются и развиваются.

Общение между разными группами людей складывается лучше, когда все вовлечены в общую дискуссию, и этот разговор и инклюзивен — и направлен на сотрудничество. Создавая этот разговор, а не презентацию-монолог, можно использовать коллективный интеллект команды и найти лучшие и всесторонние решения организационных проблем. Кроме того, участники будут охотнее воплощать «свои» идеи.