«Вы не сделали ничего плохого» | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Вы не сделали
ничего плохого»

Как поступить, если ваша компания оказалась в центре скандала

Автор: Ребекка Найт

«Вы не сделали ничего плохого»
Фото: MIRAGEC/GETTY IMAGES

читайте также

Три правила общения с прессой для руководителя

Борис Щербаков

Зарабатывать на благо общества

Дальзас Фредерик,  Менасе Давид,  Мухаммад Юнуc,  Февр-Тавиньо Бенедикт

6 способов вновь превратить менеджеров в коучей

Кит Феррацци

Палки в колеса соседу

Если компания, в которой вы работаете, оказалась в эпицентре общественного скандала, вам придется очень нелегко. Даже если финансово компания не пострадает, ее репутации будет нанесен значительный ущерб. Как решить, оставаться ли на своем месте или идти дальше? Если вы останетесь, будет ли это восприниматься как молчаливое согласие с неправильными действиями организации? Как взвесить все возможные «за» и «против»? Что говорят эксперты Когда ваша компания появляется в новостных заголовках (по не самому позитивному поводу), вы оказываетесь в «крайне затруднительном положении», отмечает специалист по маркетинговой стратегии и автор книги «Entrepreneurial You» Дори Кларк. «Внезапно место, связанное с вашей профессиональной деятельностью, коллегами и проектами, оказывается в центре общественного обсуждения, превращается в карикатуру. Ваша карьера окружается сплетнями, и это крайне болезненный момент для любого профессионала», — продолжает она. Естественно, многие в таких случаях начинают подыскивать себе новое место работы. Но, как объясняет профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон, в такой ситуации «не всегда понятно, что же следует делать — уходить или оставаться. В любом случае это решение становится личным выбором и настоящим моральным вызовом». Тем не менее, пока вы размышляете о том, как следует поступить в такой непростой ситуации, вы можете предпринять некоторые действия, чтобы сохранить свою репутацию и рассудок. Не ставьте на себе клеймо Не корите себя. Работая в компании, которая оказалась в центре публичного скандала, вы, скорее всего, испытаете стресс, моральное истощение и огромное чувство вины. По словам Дори Кларк, в такой ситуации многие «чувствуют себя внутри осажденной крепости». Исследования показывают, что участие компании в скандале оказывает гораздо большее влияние на работников, чем принято думать. Это явление ученые назвали «эффектом морального перелива». Но если вы не писали программное обеспечение, предоставляющее неверную информацию о вредных выбросах автомобилей Volkswagen, не создавали фейковые счета в Wells Fargo и не замалчивали случаи сексуальных домогательств в Fox News, знайте, «вы не сделали ничего плохого. Не будьте слишком строги к себе. Вы оказались в этом замешаны не по своей воле», успокаивает Эми Эдмондсон. В этот тяжелый период следует уделить больше внимания своим эмоциональным потребностям. Помните, что стигматизация может привести к серьезным негативным последствиям для вашего душевного здоровья. Поймите контекст ситуации Следующий шаг — постараться понять природу негативного публичного образа вашей компании: «временная ли это проблема или отголоски скандала будут раздаваться еще долгие годы», — отмечает Кларк. Ваша цель — определить «тяжесть скандала». Конечно, невозможно прийти к полной ясности, но примерное представление можно получить. Кларк добавляет: «Если тот факт, что вы остались в компании, не воспримут как поддержку неправильных действий руководства, нет никакой необходимости бежать сломя голову». Многое зависит от специфики скандала и вашей должности в организации. Представим, что причиной всех бед стало «поведение кого-то из топ-менеджмента», и он уже был наказан. Если предприняты меры для исправления проступка, скорее всего, скандал вскоре утихнет. В этом случае вам не нужно покидать компанию. Кларк советует смотреть вперед, а не назад: «Увольняться стоит по причинам, связанным с текущим положением дел, а не по тем причинам, которые повлияли бы на ваше решение три года назад. Многие компании успешно справлялись с небольшими скандалами». Займите твердую позицию (если это необходимо) Хотя часто нет никакой необходимости увольняться после скандала, порой ситуация вынуждает к этому. «Случаются инциденты, которые идут вразрез с вашими ценностями или же обрели такой масштаб, что вы чувствуете острую потребность уйти из компании», — говорит Эдмондсон. Если организация продолжает совершать действия, противоречащие вашим представлениям о моральном и профессиональном долге (или, наоборот, бездействует), Кларк советует занять твердую позицию. Представьте, что генерального директора вашей компании обвиняют в серии сексуальных домогательств, но совет директоров не смещает его с должности. «Если вы входите в руководящий состав организации, голосуйте ногами», — говорит она. Точно так же, если поступают все новые сведения о скандальной деятельности вашей компании и становится очевидным, что «проблема носит масштабный характер», вам стоит присмотреться к другому месту работы. Подумайте о будущем Обязательно подумайте о том, как дальнейшая работа в компании повлияет на уровень вашей удовлетворенности и карьерные перспективы. Если негативные последствия скандала включают в себя потерю клиентов, упадок морального духа в команде, приостановку производства или массовые увольнения, которые затронут важных для вашего «профессионального счастья» коллег, — это повод задуматься, считает Кларк. Также необходимо взвесить свои возможности для дальнейшего развития в этой компании. Спросите себя: «Не ограничит ли этот неприятный инцидент возможности для моего роста?» С другой стороны, Эдмондсон отмечает, что случившееся может подтолкнуть вас к размышлениям о причинах, побудивших вас работать в этой компании, и возможных действиях, которые вы можете предпринять впоследствии. Никому не помешает немного «покопаться в себе». Она продолжает: «Если вам важна эта компания и ее положительное влияние на окружающий мир, используйте происходящее для укрепления собственной веры в организацию и желания делать ее лучше. Спросите себя: как я могу сплотить команду? Как нам справиться с этим вызовом? Как поддержать друг друга?» Повремените с нетворкингом Дори Кларк — «апологет нетворкинга», но в таких случаях даже она рекомендует ограничить внешнее общение в профессиональной сфере. В сложный период общественного скандала самая обычная беседа может вылиться в обсуждение работодателя и его репутации. «Это такая же тема для непринужденной беседы, как, например, погода: “А, так ты работаешь на Wells Fargo? Слышал об иске касательно вашего мошенничества. Ну как там дела?”» — предупреждает Кларк. Она рекомендует на несколько месяцев отказаться от поездок на конференции и форумы: «Возможно, в этот период вам стоит поработать над своим умением выступать на публике или записаться на курс. Постарайтесь ограничить свое появление в местах большого скопления людей, пока название вашей компании не сойдет с первых полос». Будьте готовы к активному поиску работы Поиск работы и в лучшие времена — изнурительное занятие. Когда ваша компания замешана в скандале, это превращается в настоящий кошмар. «Большинство работодателей с пониманием отнесутся к вашему увольнению с предыдущего места работы, но это все равно один из самых сложных периодов для поиска», — предупреждает Эдмондсон. Одного этого достаточно, чтобы принять «прагматичное решения остаться». «Примите как факт, что пока скандал не уляжется, все HR-специалисты будут стараться поговорить с вами о произошедшем, — говорит Кларк. — По крайней мере некоторое время рекрутеры будут воспринимать вас как “испорченный товар”. Вы будете носить ярмо недавнего скандала». Если вы склонны принять решение об увольнении, будьте готовы к неудобным вопросам и потренируйтесь рассказывать о произошедшем в максимально нейтральных выражениях. «Вас точно попросят рассказать, что же случилось и что могло привести к такому инциденту», — уверяет Кларк. Не сомневайтесь в своем решении Неважно, останетесь вы или уволитесь, не испытывайте неловкость или вину. «Не стыдитесь своей работы, если вы выполняли ее хорошо и добросовестно», — напоминает Кларк. Поскольку ваши коллеги и знакомые будут живо интересоваться вашим решением, она советует подготовить короткий и внятный ответ на возможные вопросы, в котором вы «признаете неприятность происходящего и будете до последнего защищать свою команду и свою работу». Во-первых, советует она, «выразите сожаление о произошедшем. Осудите действия, которые осудил бы любой здравомыслящий человек». Затем поделитесь личным опытом. «Скажите: “Я работал здесь 12 лет и никогда не сталкивалась ни с чем подобным. Мой отдел состоял из потрясающих профессионалов, которые генерировали яркие идеи”», — говорит Кларк. Эдмондсон соглашается с коллегой и рекомендует говорить о своем опыте как о «том, из чего можно извлечь урок». И, конечно, вы всегда можете воздержаться от комментариев. «Скажите: “Надеюсь, вы понимаете, насколько трудно мне говорить об этом, давайте сменим тему”», — предлагает эксперт. Запомните эти принципы Что делать:

  • Сфокусируйтесь на собственных эмоциях. Стигматизация вредна для вашего психологического и физического здоровья.

  • Определите тяжесть скандала и попробуйте спрогнозировать, как негативный публичный образ компании повлияет на вас в будущем.

  • Воздержитесь от конференций, форумов и прочих форм профессионального нетворкинга. Лучше используйте это время для получения новых навыков.

Чего не делать: