Прибыль фирмы и характер гендиректора | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Прибыль фирмы и характер
гендиректора

У этичного руководителя дела идут лучше. И ЕЩЕ о том, как социальные сети влияют на экономику города и как послать потребителю правильный ценовой сигнал.

Прибыль фирмы  и характер  гендиректора

читайте также

Отвлекаетесь? Это можно делать креативно!

Брайан Солис

Без лишней скромности

Гусинская Ирина

«В индустрии идей спрос почти никогда не виден напрямую»

Артур Брукс

По следам трендов. Интервью с трендспоттером Магнусом Линдквистом

Фалалеев Дмитрий

У CEO с высокими показателями по четырем нравственным качествам финансовые результаты лучше.

Когда у неразборчивого в средствах руководителя летят в тартарары и карьера, и компания, это не удивляет. Спесь и жадность редко остаются безнаказанными, и потому люди теряют власть и богатство, которых так страстно домогались. Но верно ли обратное? Правда ли, что лидеры с безупречными принципами и их организации особенно успешны?

Да, это так — говорит исследование консалтинговой компании из Миннеаполиса KRW International. В компаниях, где работники замечают человечность своего CEO, средняя доходность активов за два года составляет 9,35%. Это почти в пять раз выше, чем у СЕО, получивших низкие оценки, — у них средняя доходность всего 1,93%.

Характер — субъективная вещь, его трудно оценить количественно. Для измерения личностных качеств сооснователь KRW Фред Кил и его коллеги начали с просмотра классического списка Дональда Брауна из 500 характеристик, известных любому человеческому сообществу. На основании этого списка они выбрали четыре универсальных моральных принципа — честность, ответственность, умение прощать

и сострадание. Анонимные анкеты с вопросами о том, насколько СЕО и руководство соответствуют этим четырем принципам, разослали сотрудникам 84 американских компаний и НКО. Исследователи проинтервьюировали многих топ-менеджеров и проанализировали финансовые результаты этих компаний (если финансовых данных получить не удалось, оценки не учитывались).

На одном конце спектра оказались 10 руководителей, которых Кил назвал «СЕО-виртуозы» — этих руководителей и их команды подчиненные высоко оценили по всем четырем показателям. Люди замечали нравственную силу, например, в том, что гендиректор выступал за правое дело, заботился об общих интересах, умел забывать чужие ошибки и сопереживать. Вот некоторые примеры. Дейл Ларсон, несколько десятилетий назад принявший бразды семейного бизнеса по производству наружных дверей: его компания выросла с 30 до 1500 сотрудников и завоевала 55% рынка. Салли Джуэл — гендиректор REI, крупнейшего продавца спортивных и туристических товаров США. Чарльз Соренсон — хирург в Intermountain Healthcare: когда организация стала расти, он пошел в руководство, а затем занял высший пост.

На другом конце спектра — 10 руководителей с самыми низкими оценками. Кил их называет «СЕО-эгоцентриками». Они чаще поступаются правдой ради выгоды и заботятся о себе и своем кошельке, чего бы это ни стоило остальным. В эту группу вошли СЕО хайтековской фирмы, глобальной НКО и компании профессиональных услуг. (Всем участникам исследования гарантировали анонимность, но треть позднее разрешила привести их имена в публикации.) Люди считали, что их «эгоцентричный» СЕО говорит правду «не чаще, чем в половине случаев», что на его обещания нельзя положиться, что он часто перекладывает свою ошибку на других, наказывает людей, действовавших с лучшими намерениями, и нисколько не склонен проявлять заботу и участливость.

На начальных стадиях проекта исследователи предполагали, что связь между характером и успехами в бизнесе есть, но она вряд ли сильная: финансовые показатели эгоцентриков были ниже, и, кроме того, «виртуозы» получали более высокие оценки работников за стратегическое видение, целенаправленность, ответственность и качество управленческой команды.

Лидеры, которым надо поработать над собой, — знают ли они об этом? В большинстве случаев нет. По четырем моральным принципам они дали себе более высокие оценки, чем их подчиненные. (Напротив, самооценка СЕО, которых подчиненные оценили высоко, была ниже: признак скромности, подтверждающий моральную силу.) Лидер может узнать, как выглядит в глазах подчиненных, установив объективную обратную связь, но для этого надо прислушиваться к ее сигналам, а у самых проблемных руководителей это плохо получается.

Как могут такие лидеры справиться с отрицанием и преодолеть недостатки характера? Кил считает, что полезно обратиться к надежным менторам и советникам. Он убедился в этом на своем опыте в начале карьеры. Получив докторскую степень по психологии, он создал две крупные клинические практики и недолго был СЕО в открытой акционерной компании. В то время он был скорее зациклен на себе: «Хотя ничего незаконного я не делал, я уверен, что многие мои тогдашние коллеги чувствовали, что я готов бросить их под поезд, если это сулило мне успех». Когда Кил дожил до среднего возраста, он начал ощущать моральную и духовную пустоту — и понял, что должен измениться. Путь был долгим и трудным, ведь нужно было сломать глубоко укоренившиеся привычки. Но ему это удалось, что и вдохновило его на помощь другим бизнес-лидерам.

Характер — это не врожденный набор качеств. Его можно оттачивать по мере того, как руководишь, действуешь и принимаешь решения. Стоит задать тон, и ваши люди раскроются. А теперь ясно, что и компания ваша расцветет.