Роботы против ошибок: как спасти компанию от невнимательности ценой в миллионы | Большие Идеи

・ Тренды

Роботы против ошибок: как спасти компанию от невнимательности ценой
в миллионы

Как алгоритмы могут помочь бизнесу избежать ошибок

Автор: Дмитрий Шушкин

Роботы против ошибок: как спасти компанию от невнимательности ценой в миллионы
Фото: CHUTTERSNAP/Unsplash

читайте также

Время для фокуса

Жаклин Картер,  Расмус Хогард

Яркая фантастика

Зальцхауэр Эми

Как продать идею за 45 секунд

Кармин Галло

«Лучше бы мы ненавидели свою работу, было бы гораздо проще»

Бриджид Шульте

Хотя 2020 год еще не закончился, крупные компании уже готовятся считать убытки. Виной этому не только карантин и удаленная работа, но и обычные ошибки сотрудников. Подчиненный по неопытности, невнимательности или усталости забывает выполнить задачу, передает документ не тому коллеге или делает опечатку. В лучшем случае он устраняет ошибку, получив замечание. А иногда эти промахи ведут и к многомиллионным потерям для бизнеса. Компания ликвидирует «пожар», а ее неудачу обсуждают клиенты, инвесторы и конкуренты. Вот всего несколько показательных примеров только за последние несколько месяцев.

В августе сотрудники отдела кредитных операций Citigroup из-за канцелярской ошибки перевели почти $1 млрд крупным хедж-фондам, кредиторам компании Revlon, которые много лет судились с производителем косметики и уже не надеялись получить деньги. И, конечно, возвращать их обратно они не собираются. Теперь в суд подала уже Citigroup. Другой пример: летом в штате Вирджиния в США из-за ошибочно сдвинутой клеточки в электронной таблице более 500 тыс. граждан получили открепительные удостоверения для голосования в ноябре 2020 года, хотя заявку на них не подавали. Вдобавок на документах был неправильно указан обратный адрес. Штату придется повторно заплатить из бюджета на печать и доставку документов. В октябре национальная служба Великобритании потеряла данные о 16 тыс. случаев COVID-19 из-за компьютерного сбоя. Инцидент тоже был связан с электронной таблицей, в которую записывались результаты лабораторных исследований. Место закончилось, и она перестала обновляться. В результате заражения, зафиксированные с 25 сентября по 2 октября, не были учтены. Делают ошибки и сотрудники российских компаний. Так, с завидной регулярностью жители российских квартир получают квитанции по оплате ЖКХ с ошибками на миллионы рублей , что выставляет управляющие компании в невыгодном свете.

Такие вредные повторы

Что объединяет эти и другие провалы? Во-первых, они связаны с работой с документами, анализом и извлечением данных из них. Во-вторых, до того, как была совершена ошибка, раз за разом повторялись одинаковые действия. В-третьих, в ряде ситуаций эти операции выполнялись вручную. Например, сотрудник перепечатывал цифры, заполнял фамилии клиентов в таблице, строил формулы для подсчета финансовых показателей. На первый взгляд может показаться, что мы живем в цифровую эпоху и такие задачи в бизнес-процессах — исключения. Но, по данным ряда исследований, до сих пор 32% логистических фирм используют ручной труд в более чем половине процессов; в промышленности около 50% компаний опираются на ручную обработку данных в закупках и планировании; не менее 34% финансовых организаций еще не перевели многие рутинные процессы в цифру. При этом такие задачи требуют от людей тотальной сосредоточенности. Когда десятки, а иногда сотни и тысячи раз подряд приходится кликать мышкой в одну и ту же область на экране, набирать Ctrl C-Ctrl V или отжимать галочки в клиентской базе данных, неудивительно, что на тысячу первый раз рука дрогнет и выберет не то, что нужно. Добавьте к этому разные отвлекающие факторы, если человек вынужден работать из дома, и риск ошибки возрастает многократно.

Рутина вредна не только бизнесу, но и самим сотрудникам, часто является причиной фрустрации и профессионального выгорания. Так, Национальный центр биотехнологической информации США на протяжении 17 лет изучал мозговую активность офисных работников в зависимости от сложности их задач. Ученые пришли к выводу, что долгое повторение одних и тех же примитивных действий ведет к снижению умственных способностей и старению мозга. А периодическая смена занятий, наоборот, помогает усилить нейронную активность и выстроить новые связи. Словом, более сложные задачи помогают решать более сложные задачи.

Зов роботов

Руководителям бизнеса, которые интересуются технологиями и понимают их преимущества для компании, очевидно, что люди не роботы, а такие повторяющиеся задачи лучше даются машинам. К слову, в промышленности это поняли намного раньше, а несколько лет назад пришло и время офисов. И в мире, и в России растет количество проектов с применением программных роботов (Robotic process automation, RPA), анализа бизнес-процессов и технологий интеллектуальной обработки информации. По оценке компании Softline, инвестиции в роботов в России в ближайшие несколько лет будут расти на 30—50% ежегодно. Но, несмотря на оптимизм компаний, до массового использования программных роботов еще далеко. С чем это связано? Руководители проектов не всегда уверены, где от RPA будет реальная экономия затрат, а где от автоматизации не будет толку. Это подтверждают и данные исследования Deloitte: в России почти половина компаний — 48% — испытывают трудности при выборе бизнес-процесса для роботизации. При этом в условиях кризиса деньги, время и ресурсы сотрудников ограничены.

К чему это приводит? К ИТ-директору приходят руководители подразделений, каждому из них нужно ускорить процессы и снизить затраты на них. Предполагается использование RPA. Например, главный бухгалтер хочет, чтобы его сотрудники не перепечатывали вручную длинные реквизиты из счетов, а работали с уже оцифрованными данными в учетной системе. Директор по закупкам предлагает разобраться с обработкой тендерной документации, чтобы компания быстрее выбирала поставщиков. А риск-менеджеры настаивают, что первый приоритет — это автоматизация ответов на запросы государственных организаций. Все это оценочные суждения. Можно ли подкрепить их количественными данными: какой процесс реально автоматизировать с учетом ограничений? Что можно автоматизировать быстро, поскольку компания не может долго ждать, пока окупятся затраты? Что автоматизировать наиболее целесообразно, то есть где ручной труд значительно дороже и как это посчитать?

Два пути к роботизации

1. Спросить людей. Опрос сотрудников — традиционный способ получить описание бизнес-процесса. Этот способ подходит для первичного ознакомления и подготовки к проекту. Иногда такие исследования доверяют консалтинговым агентствам, доверяя экспертной оценке со стороны. У крупных компаний роботизация — настолько масштабный проект, что они создают целые центры компетенций RPA, основная задача которых — как раз собирать бизнес-требования, проводить оценку проектов и расставлять приоритеты. Центры компетенций RPA — распространенная практика в мировом и российском бизнесе. К примеру, такие подразделения есть у банка ВТБ, Сбербанка, Магнитогорского металлургического комбината, сети магазинов «Магнит» и др.

Правда, не стоит пускать проекты на самотек и роботизировать все, что ни пожелают руководители отделов и сотрудники. Во-первых, руководители видят общую картину и не знают деталей, которые часто имеют важное значение в критических ситуациях. Во-вторых, исполнители и специалисты могут ошибаться в последовательности этапов или скрывать что-то. Например, присутствие наблюдателя меняет поведение сотрудников, и они зачастую хотят придать большую значимость своей работе, что может выражаться в излишней «ретивости» в момент замеров, либо, наоборот, к показательной усталости, выдуманным лишним этапам и т. д. В-третьих, в зависимости от сложности процесса разные специалисты могут выполнять задачу по-разному. Все это приводит к субъективному результату исследования, обладающего слабым охватом и точностью. Но как вспомогательный инструмент опросы вполне имеют право на существование.

2. Роботы для внедрения роботов. Спрос бизнеса на RPA привел и к росту интереса к платформам, которые помогают перевести подготовку к роботизации в автоматический режим. В частности, в последние несколько лет компании стали активно использовать решения Process Discovery & Mining. Это интеллектуальные платформы, которые собирают данные из информационных систем и помогают создавать карту процесса, делить его на основные этапы, отслеживать те самые ошибки сотрудников и вовремя останавливать их, а также анализировать причины, по которым те или иные задачи решаются медленнее, чем хотелось бы. В 2020 году эксперты NelsonHall оценили рынок Process Discovery & Mining в $566,5 млн. По прогнозу аналитиков, он будет расти на 57% ежегодно и может составить $5,4 млрд уже к 2024 году. Необходимость «приспособить» процесс так, чтобы он стал понятен не только человеку, но и роботу – одна из причин популярности Process Mining. Так, именно для таких задач интеллектуальный анализ бизнес-процессов использовали, например, Ericsson, международная фармацевтическая компания Merck и другие компании.

Впрочем, решения Process Mining сами по себе не панацея. Во-первых, данные о процессах необходимо не просто собирать, но и правильно интерпретировать, причем в реальном времени. Предполагается, что компания использует подобные платформы в своей работе каждый день. Недостаточно один раз настроить процессы и «забыть». RPA любит рутину. Если что-то в деятельности компании меняется, обновляются и алгоритмы, по которым действуют роботы. Во-вторых, большинство Process Mining систем собирают данные о бизнес-процессах по логам, записям в информационных системах и т.д. Если записи нет, то система не фиксирует эти этапы, из-за чего видеть полную картину происходящего становится затруднительно. И если человек может достроить недостающие события, опираясь на логику и здравый смысл, то роботу это будет сделать попросту невозможно. Решить эту проблему сейчас пытаются с помощью технологий Task Mining. Это программа-робот, которая устанавливается на рабочие компьютеры. Task Mining записывает в фоновом режиме то, что делают люди, выявляет в общем потоке задач частотные действия, время, которое тратится на них, и определяет, можно ли эти задачи доверить роботам или нет.

По этому пути пошел один из наших заказчиков, глобальная телеком-компания. Руководители интегрировали Process Intelligence платформу с ключевыми информационными системами. Компания выявила 9 процессов, которые необходимо автоматизировать в первую очередь, используя не только роботов, но и чат-ботов и машинное обучение. На анализ и обработку данных ушло около 6 недель, но совокупная экономия от проектов, которые приняли решение реализовать, составила $8 млн в год.

Может ли бизнес совсем обезопасить себя от человеческих ошибок? Конечно, нет, так же как и невозможно отдать все задачи роботам. Но можно попробовать свести риски к минимуму за счет правильной организации бизнес-процессов и распределения задач между сотрудниками и машинами.

Об авторе. Дмитрий Шушкин — генеральный директор компании ABBYY Россия.