Как эффективно внедрять новейшие технологии | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как эффективно внедрять
новейшие технологии

Быстрые перемены порождают проблемы во всех отраслях.

Автор: Рон Ашкеназ

Как эффективно внедрять новейшие технологии

читайте также

Что делать, когда на работе затишье

Элизабет Грейс Сондерс

«Apple лучший рассказчик историй из всех компаний»

Михаил Оверченко

Настоящий лидер признает свои ошибки

Джим Уайтхерст

Как учиться, не отвлекаясь от работы

Джош Берсин,  Марк Зао-Сандерс

В течение нескольких лет мне доводилось обсуждать с сотнями руководителей причины излишней усложненности их организаций и почти всегда главным виновником оказывались «технологии». Разумеется, в следующую минуту эти же люди говорят, что технологии радикально изменили сам характер работы, повысили продуктивность каждого сотрудника, открыли мир новых возможностей. Странное противоречие: современные технологии оказываются одновременно и благословением, и проклятием, двигателем прогресса и источником разочарований. В итоге управленцам приходится ломать себе голову: как же довести отдачу от новых технологий до максимума, а неприятности свести к минимуму – и для самих себя, и для организаций.

Для решения этого вопроса первым делом нужно осмыслить причину такого отношения к технологиям – откуда эта неоднозначность. По моему опыту, причин, главным образом, всего две: нарастающие темпы перемен и завышенные ожидания, которые предъявляются к новым технологиям.

Феномен ускоренного появления и коммерциализации новых технологий был впервые описан в книге Элвина Тоффлера «Шок будущего», написанной в далеком 1970 году. Хотя эта работа главным образом запомнилась как пророчество о виртуальном обществе, Тоффлер предсказал также постоянное сокращение цикла от открытия до широкого внедрения очередной технологии, то есть постоянные перемены, а не эпизодические взрывы.

К примеру, от изобретения телефона до распространения этого вида связи в большинстве регионов мира (и то за исключением сельских и экономически отсталых местностей) прошло более 80 лет. Напротив, мобильный телефон, изобретенный в 1973 году, через десять лет уже поступил в продажу, а сейчас, всего через 40 лет, в мире насчитывается более пяти миллиардов мобильников. Причем используются они не только для разговоров. В них встроены самые разнообразные приложения. Новые идеи и новые технологии для смартфонов появляются чуть ли не каждый день.

Быстрые перемены порождают проблемы во всех отраслях. Недавно я модерировал встречу совета директоров технологической компании с клиентами, и в качестве основной рекомендации со стороны клиентов прозвучало: замедлить внедрение новых технологий, поскольку компании-пользователи не успевают их освоить. Иными словами, с точки зрения потребителя постоянное совершенствование существующих платформ лишь усложняет им работу.

С другой стороны, к возможностям новых технологий предъявляются совсем уж нереалистичные ожидания. У нас появились глобальные коммуникации, системы поиска и передачи данных. Разве из этого следует, что любой бизнес-процесс должен осуществляться с той же бешеной скоростью? Многие менеджеры сообщают, что клиенты, партнеры и начальство ждут именно такой эффективности, а для сотрудников это означает дополнительные часы работы и невозможность отдохнуть даже во время путешествий, вечернего досуга или отпуска – все равно нужно как минимум проверять почту и отвечать на смс. Не остается ни минуты подумать, взглянуть на свою работу со стороны – а это не только усложняет работу управленцев, но полностью лишает их возможности контролировать свое время.

Тем руководителям, кто хотел бы свести к минимуму связанные с технологиями осложнения, имеет смысл продумать две группы вопросов:

  1. Какие технологические инновации следует внедрить в свой бизнес, а без каких можно обойтись, по крайней мере, в данный момент? И если какие-то технологии мы берем, как освоить их, не создавая себе проблем? Главное, убедиться в том, что новые технологии и даже новые вариации или новые возможности старых платформ в самом деле полезны именно для вашего дела. Слишком часто новинки расхватывают лишь потому, что они «клевые» или реклама что-то сулит, но никто толком не присматривается, как обстоит дело с окупаемостью потраченных на них денег. И нередко бывает так, что руководство даже не поинтересуется, совместимы ли данные инновации с уже существующей инфраструктурой. Увы, если новинка не принесет прибыли, она, скорее всего, создаст дополнительные сложности.
  2. Как привить клиентам, партнерам и самим себе более реалистичные требования, особенно к темпу внедряемых технологий? Можем ли мы установить какие-то фундаментальные правила, сделать так, чтобы эти требования стали хотя бы более прозрачными и понятными всем? Подобные вопросы помогают выявить разницу между приоритетными задачами и рутинными. В мире мгновенных сообщений легко стать жертвой распространенной ошибки и любой вид виртуальной деятельности воспринимать как самый главный. Определите, кому и по какому поводу следует отвечать немедленно – это поможет вашим сотрудникам навести порядок.

Конечно, ответ на эти вопросы не решит сразу всех порожденных технологиями проблем. Но с них хотя бы стоит начать.

Читайте по теме: