13 стратегий для избавления от цифровой зависимости | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

13 стратегий для избавления от
цифровой зависимости

Проверенные методы, которые помогут справиться с вашим смартфоном

Авторы: Ариан Олье-Малатерр , Габриэль Морандин , Марчелло Руссо

13 стратегий для избавления от цифровой зависимости
Фото: NICO DE PASQUALE PHOTOGRAPHY/GETTY IMAGES

читайте также

Хотите изменить поведение людей? Попросите их доплатить

Алиша Либерман,  Кристен Дьюк

Мечта объединяет: как «Полюс» сплотил сотрудников и укрепил бренд работодателя

Путь к осознанным инновациям

Кертис Карлсон

Ошибка Илона Маска

Джеймс Уилсон,  Пол Доэрти

Мы живем в мире, где все постоянно чем-то заняты. С помощью смартфонов мы отвечаем на письма, звонки и сообщения буквально каждую минуту: на встречах, за обедом, дожидаясь автобуса, стоя в очереди и даже за праздничным семейным столом. В парках нередко можно встретить родителей, одной рукой раскачивающих качели, а другой — копошащихся в своих смартфонах. Улучая момент, они даже улыбаются своим детям. Иногда. Такое поведение отражаетcя и в результатах исследования о влиянии смартфонов на нашу жизнь. С одной стороны, мобильные устройства дают нам свободу решать, когда и где работать и как коммуницировать с другими. С другой стороны, необходимость постоянно быть на связи удлиняет продолжительность нашего рабочего дня, снижает способность отвлекаться от второстепенных задач, может нанести вред вовлеченности в рабочий процесс, а также негативно сказаться на нашем досуге и продуктивности. Многие современные исследования посвящены изучению подобных противоречивых последствий и задаются вопросом: это мы контролируем наши устройства или они нас? В нашей работе мы стремились изучить это явление в другом ракурсе: нам были интересны не столько последствия избыточного пользования смартфонами, сколько настоящее желание сотрудников избавиться от своей зависимости. Наш вопрос звучал так: ищут ли сотрудники возможности контролировать время, проведенное со смартфонами, и, если да, то какие стратегии они используют и какие цели ставят перед собой? Чтобы решить эту задачу, мы проанализировали массив комментариев, оставленных пользователями LinkedIn в ответ на статью, описывающую риски избыточного использования смартфонов при социальном взаимодействии. Статья призывает пользователей прекратить использовать смартфоны в присутствии других людей в течение 21 дня (это время необходимо для формирования новой привычки). За несколько месяцев публикация получила более 168 тыс. просмотров, 2900 лайков и 941 комментарий. Изучая комментарии, мы намеревались определить поведенческие паттерны, сопутствующие использованию смартфона, а также стратегии уменьшения проводимого со смартфоном времени и мотивацию к применению этих стратегий. Мы обнаружили, что участники отключались от своих смартфонов по разным причинам, а для успешного изменения привычек требуется, чтобы стратегия совпадала с личными ценностями и мотивацией (а также ценностями ключевых коллег по работе и других важных людей в жизни). К примеру, если для вас мотивацией служит увеличение концентрации внимания на работе, лучшей стратегией для вас станет составить расписание и пользоваться смартфоном в соответствии с ним. Для человека, чья мотивация заключается в том, чтобы улучшить социальное взаимодействие, больше подойдет отключение уведомлений в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Мы решили классифицировать обнаруженные нами стратегии по четырем категориям, основанным на четырех видах мотивации. Мотивация первая: улучшить свою производительность на работе или дома Примерно 25% от общего числа изученных комментаторов стремились снизить время, проведенное за своими смартфонами, чтобы улучшить свою производительность в определенной роли, например сотрудника, супруга или родителя. Одни желали повысить уровень своей концентрации на работе, а другие — больше времени проводить дома и более активно участвовать в семейных делах. Стратегии для достижения этих целей различались сложностью реализации. Вот они:

  • Не покупать смартфон.

  • Не использовать передачу мобильных данных.

  • Включать режим «Не беспокоить» на встречах.

  • Не держать телефон на видном месте.