Почему вы закрываете сложнейшие сделки, но не можете договориться с детьми | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему вы закрываете сложнейшие сделки, но не можете договориться
с детьми

Как правильно договариваться с собственными детьми

Авторы: Мэри (Молли) Керн , Терри Курцберг

Почему вы закрываете сложнейшие сделки, но не можете договориться с детьми
Фото: Westend61/Getty Images

читайте также

Что нужно знать о подчиненных

Барбара Келлерман

Хорошая работа не спасает от выгорания

Скотт Бисон

«Жизнь поставила над нами социальный эксперимент»

Как определить лидера по мочке уха

Йейтс Ровена,  Мартин Робин,  Сениор Карл,  Уэст Майкл

Сегодня, как и в другие дни, вам скорее всего предстоит о чем-то договариваться со своими детьми и, возможно, не единожды. Согласно неофициальному опросу Mirror, в котором приняли участие около 2 тыс. родителей, в среднем мы вступаем в переговоры с детьми шесть раз в день, каждый раз они занимают около восьми минут — это в общей сложности примерно 24 часа в месяц. Представьте, как выросли эти цифры в нынешних условиях, когда мы работаем из дома и находимся рядом с детьми круглосуточно.

К сожалению, по данным того же опроса, большинство недовольны тем, как эти переговоры проходят. В рамках подготовки к книге «Negotiating at Home: Essential Steps for Reaching Agreement with Your Kids», мы как социологи и преподаватели, а также, конечно, родители, слышали сотни историй людей, добившихся высокой эффективности в бизнес-коммуникациях, но не таких уж удачливых в переговорах дома за обеденным столом. Один успешный руководитель как-то заметил, что на работе он регулярно получает комплименты по поводу своего умения договариваться, но дома ему часто приходится произносить фразу «Иди и спроси у мамы!», столкнувшись с иррациональным и недальновидным поведением третьеклассника. Когда ему напомнили, что иррациональное и недальновидное поведение нередко встречается и среди его клиентов, он растерялся.

Тупик в домашних переговорах

Почему подобное происходит с людьми, которые заключают серьезные сделки, убеждают коллег изменить точку зрения и легко обсуждают повышение зарплаты и карьерный рост? 

В переговорах с нашими детьми нам мешают три фактора:

  • Эмоции. Дети используют другие инструменты, нежели коллеги — они вызывают у нас чувство вины, устраивают истерики, натравливают одного родителя на другого — не в последнюю очередь потому, что знают: их не могут уволить, и мы тоже не можем уволиться! Но и мы, родители, позволяем себе действовать и реагировать более бурно, чем в офисе. Настоящие профи по ведению рабочих переговоров знают, как не отвлекаться от проблемы и не уходить в сторону из-за перехода на личности.

  • Повторение. Мы снова и снова говорим об одном и том же — когда нужно есть и ложиться спать, сколько времени стоит проводить за компьютером — на одни и те же проблемы мы реагируем привычным образом. На работе переговоры проходят более сдержанно и темы переносятся из одной ситуации в другую не настолько часто.

  • Подготовка. Поскольку разговоры возникают спонтанно, в них участвуют наши домашние, и они касаются обычных, повседневных вещей — таких, как домашние обязанности и сладкое, мы, как правило, не планируем их и не готовимся к ним психологически. На работе мы узнаем о переговорах заранее, проводим комплексный анализ и внутренне готовимся.

Проблема не в том, что профессиональные навыки ведения переговоров неприменимы дома, а в том, что мы ими не пользуемся. Если вы привнесете свой профессиональный опыт в решение домашних проблем, вы обнаружите много неиспользованных возможностей. Работающим родителям особенно важны четкие договоренности с детьми, выгодные для обеих сторон и защищающие их интересы. Время и силы бесценны, и с помощью установленных соглашений можно решить массу срочных проблем, а также предотвратить их повторное возникновение, они укрепляют взаимоотношения и увеличивают качественное время, проведенное с семьей. Вот несколько стратегий, позволяющих этого достичь.

Поймите, чего вы в действительности хотите 

На работе нам обычно ясно, к чему мы идем в той или иной ситуации, и мы можем держать в уме эту цель в качестве проблемы, которую решаем. Дома мы вязнем в установленных ролях и борьбе за власть, что отвлекает и не позволяет нам быть открытыми к более продуктивным решениям. Возьмем, например, мать, договорившуюся с ребенком, который отказывался надевать шапку на улицу. Когда моя дочь не хотела надевать шапку, и на ее лице появлялось такое выражение, что было ясно: она готова идти в этом споре до конца, я предлагала поиграть в Красную Шапочку. Я говорила, что мой шарф будет шапочкой, а я буду звездой, на что она тут же начинала просить надеть этот шарф на ее голову.

Вместо того чтобы сдаться или ввязаться в бой, где есть только один победитель, мать поняла, что ее главная цель — сделать так, чтобы ребенок не замерз. Зная, что является для вас главным и о чем именно вам важно договориться, вы сможете не сбиться с пути и не потерять главную цель.

Задавайте вопросы, чтобы избежать неясностей

Никто не знает ваших детей лучше, чем вы. Это очень помогает в переговорах, но поскольку мы никогда до конца не понимаем, что происходит с другим человеком в конкретный момент, в этом знании присутствуют пробелы. Мы с сыном поспорили насчет пончика. Он хотел съесть его весь сразу, а я планировал дать ему сначала половину, и потом — если он всё еще будет голодным — отдать ему оставшуюся часть. В результате мы повздорили, и, в конце концов, я устал и раздраженно сдался.

Если бы подобные разногласия возникли на работе, вы бы, скорее всего, спросили коллегу, почему для него это так важно, но в роли родителей легко упустить это из виду. Предложив разделить пончик на две половинки, отец не подумал о том, как ценно для ребенка откусить от огромного целого пончика. Если бы он спросил мнение ребенка, то смог бы изменить хотя бы тон переговоров, если не результат. Предоставляя ребенку шанс участвовать и выражать свое мнение, вы даете ему почувствовать, что играете честно.

Используйте правильные методы в правильное время

Каждый руководитель знает, что в некоторые битвы лучше вообще не вступать, другие — стоит отложить, а в третьих — важно принять твердое лидерское решение. Родителям также следует выбирать стратегии в соответствии с моментом, а не вовлекаться в споры, не задумываясь. Один и тот же подход может работать по-разному с детьми разного возраста (или даже в зависимости от того, голодны ли они в данный момент).

Поймите, когда лучше полностью отстраниться (Я знал, что ничего хорошего не выйдет, если мы будем продолжать этот разговор, поэтому мы отложим его на потом), а когда лучше потратить время, чтобы прояснить ситуацию. Иногда ответ «Потому что я так сказал!» может быть весьма своевременным, но если им злоупотреблять, дети перестают реагировать и на эти слова, и на вас. Объясняя детям, как принимаются решения, вы можете значительно повысить степень их выполнения и доброжелательности.

Представляйте идеи привлекательным образом

Эффективные менеджеры знают, что важно не только то, что вы говорите, но и как. Занятые родители могут свести к минимуму перепалки, формулируя свои сообщениятак, чтобы с ними соглашались.

Говорите первыми. Значительная часть вашего разговора будет состоять из предложений и встречных предложений, поэтому постарайтесь выразить через них свои интересы и высказать понимание интересов детей. Делайте предложения в начале переговоров, чтобы предвосхитить ожидания и задать ориентиры для встречных предложений. Если я предлагаю сделать отбой в 10 вечера, то сын попросит перенести его на 11, и нас обоих устроит вариант в 10:30. Если бы он говорил первым, то попросил бы устроить отбой в полночь, и мы бы сошлись только на 11 часах!

Предусмотрите выбор. Если детям предлагают не один вариант, а два или три, сформулированных в соответствии с их желаниями, им будет легче согласиться. Выбор дает ощущение контроля и над процессом, и над результатом. Родитель, заказывающий еду на вынос, мастерски овладел этим методом: Я объявил, где именно мы заказываем обед, и вместо того чтобы устраивать дебаты, позволил каждому ребенку выбрать блюдо. Это небольшая уступка сняла напряжение в нашем доме.

Напомните, что все относительно. Мы рассматриваем предложения не изолированно, а в сравнении с альтернативами. Например, товар на распродаже кажется более выгодным, когда рядом есть оригинальный ценник с первоначальной ценой. Прием работает, потому что когда осознаешь, что «могло быть и хуже», предложенный вариант кажется более приемлемым. Я сказала своей дочери-подростку, что ее действия могли привести к более серьезному наказанию, но я смягчу его.

Определите, что есть честность. «Так нечестно!» — любят повторять дети, но их представления, что все должно делиться точно поровну, являются слишком упрощенными и ограниченными. Делить печенье между братьями или сестрами — в целом правильно, однако нормы сладкого для четырехлетнего ребенка и подростка могут отличаться. Не стоит делить пополам и последний кусок торта, если один предпочитает крем, а другой тесто. У нас в доме существует специальное слово для описания чувства несправедливости. Когда дети используют его, мы можем разобраться, почему что-то кажется им нечестным, и проанализировать, как будет правильно, даже если не поровну.

Делайте паузы. Молчание может оказаться действенным инструментом. Оно помогает избежать односторонних уступок (например, преждевременного повышения ставок) и дает вашему ребенку возможность внести свой вклад. Мой сын хотел после обеда вернуться в гостиницу на троллейбусе, но я сказал, что хочу пройтись пешком в такую хорошую погоду. Вместо того чтобы сразу же отклонить его предложение, я сделал паузу. Тогда он предложил подольше прогуляться в другую сторону, чтобы потом дольше ехать на троллейбусе обратно.

Успешные менеджеры умеют приоритизировать свои цели, задавать хорошие вопросы, формулировать предложения так, чтобы вдохновлять на творчество и в ответ на них хотелось сказать «да».Те же навыки могут помочь работающим родителям добиваться положительных результатов с детьми, учить их находить выход из сложных ситуаций и на личном примере демонстрировать эффективные навыки решения проблем. Ваши дети растут, ваши навыки тоже должны совершенствоваться. Тренируясь на своих упрямых, вспыльчивых, настойчивых детях, вы можете стать лучше и в работе.

Об авторах

Мэри (Молли) Керн (Mary (Molly) Kern) — организационный психолог и доцент кафедры управления Колледжа им. Баруха Городского университета Нью-Йорка. Ее исследовательская и преподавательская работа посвящена процессампереговоров и взаимодействиям вкоманде, направленнымна максимальную производительность, а такжевопросам этики. Терри Курцберг (Terri R. Kurtzberg) — доцент кафедры управления Ратгерской школы бизнеса,автор четырех книг и исследований об электронныхкоммуникацияхи переговорах.