Как научить предпринимательству тех, кто не любит рисковать | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как научить предпринимательству тех, кто не
любит рисковать

Три совета тем, кто хочет научить предпринимательству

Авторы: Питер Джианиодис , Тобин Тернер

Как научить предпринимательству тех, кто не любит рисковать
JEFFREY COOLIDGE/GETTY IMAGES

читайте также

Время отпраздновать

Уитни Джонсон

Как воспользоваться моделью Kickstarter для стимулирования инноваций внутри компании

Майкл Шрейдж

Почему новым предприятиям конкуренция только на пользу

Берк Эндрю,  Хаслз Стефани

Почему компании инвестируют в зеленые технологии

Игорь Макаров

Предприниматели — креативные и склонные к риску люди. А инженеры, математики и работники сферы здравоохранения, как правило, такими свойствами не обладают. Рассмотрим, к примеру, идеальные качества инженера-строителя, сооружающего мост неподалеку от вашего дома. О ком вы подумали — о склонном к риску специалисте, прекрасно чувствующем себя в условиях неопределенности, или же о том, кто придерживается математической точности?

Многие выберут последнее, однако предпринимательские способности и связанные с ним креативность и готовность к принятию рисков становятся все более важными компонентами коммерческой деятельности. А в этом студенты технических специальностей разбираются из рук вон плохо. Смешанные программы развития предпринимательских навыков (BEPs) призваны исправить положение за счет совмещения курса обучения предпринимательству и университетского образования в области технических дисциплин и гуманитарных наук. Это не просто. Руководители подобных программ признаются, что разочарованы уровнем предпринимательских амбиций выпускников.

Мы провели исследование программ BEPs и выявили важную, не связанную с учебным планом проблему. Студенты, получавшие техническое или гуманитарное образование, зачастую проявляли тягу к определенности и нежелание рисковать. Такие личностные характеристики противоречат качествам, с которыми традиционно ассоциируется образ предпринимателя. Кроме того, мы установили, что студенты, участвующие в программах развития предпринимательских навыков, иногда не были заинтересованы в открытии своего бизнеса. Например, аспирантка, принимавшая участие в программе развития предпринимательских навыков в области фармацевтики, рассказала, что изначально ее привлекала мысль о нацеленности программы на предпринимательство, однако окончательное решение она приняла из более практических соображений, таких как финансовая помощь участникам программы, близость к дому и более высокие показатели последующего трудоустройства.

Развитие предпринимательского мышления у студентов имеет важное значение. Все чаще в сферах прикладной математики, здравоохранения, биоинформатики, химии и технологий появляются возможности внедрения инноваций и создания новых продуктов и стартапов. Однако результаты нашего исследования повлекли за собой следующий вопрос: можно ли научить человека основам предпринимательства в рамках смешанной программы BEPs?

Мы пришли к положительному выводу — можно и нужно, но с одной оговоркой. Ключевым фактором такой программы должно стать привлечение к участию в ней студентов, обладающих некоторыми предпринимательскими качествами. Не следует полагаться на то, что студенты преуспеют в предпринимательстве только благодаря своему согласию участвовать в учебной программе. Несоответствие между изначальными намерениями студента и потребностью в более определенном результате — например, трудоустройстве — негативно сказывается на успешности многих учебных программ.

Руководителям программ также следует внимательно проанализировать учебный план. Исторически сложилось, что преподавание основ предпринимательства концентрировалось на вопросах развития менеджмента малого бизнеса и навыков планирования, в то время как вопросу развития предпринимательского мышления уделялось меньше внимания. Анализируя программы BEPs, мы обнаружили, что склонность студентов к предпринимательству — определяемая нами как склонность к инновационной, творческой деятельности, развитию существующих и созданию новых проектов — в значительной мере предопределяет вероятность их вовлечения в предпринимательскую активность. Другие элементы учебной программы практически никак не влияли на их намерения.

BEPs — интенсивные программы, в процессе прохождения которых студенты должны освоить не только технические, но и связанные с бизнесом дисциплины. Не всегда в рамках одной академической программы получается заложить все необходимые основы предпринимательской деятельности: склонность к инновациям, творчеству, развитию и созданию новых проектов. Основываясь на результатах проведенного нами исследования, мы предлагаем руководителям таких программ предпринять три шага. Во-первых, следует принимать кандидатов, уже обладающих предпринимательскими свойствами. Развивать уже существующие в студентах склонности намного легче, чем пытаться создать их с нуля. Во-вторых, стоит отделить часть учебного плана, в рамках которой преподаются навыки, необходимые для создания или развития бизнеса, от тех предметов, которые помогают студентам научиться определять предпринимательские возможности. Способность находить возможности в узкоспециализированных областях знания — чрезвычайно ценный аспект образования и важный шаг к началу предпринимательской деятельности. В-третьих, необходимо углублять программы вместо того, чтобы постоянно расширять их за счет добавления новых предметов.

Мы убеждены, что углубление программ развития предпринимательских навыков с акцентом лишь на нескольких важнейших аспектах учебного плана — более подходящая стратегия для новых образовательных курсов с ограниченными ресурсами. Программы, благодаря которым удается успешно совместить предпринимательские качества студентов и развитие бизнеса, помогают удовлетворить растущую потребность компаний в склонных к предпринимательству выпускниках.

Об авторах. Тобин Тернер — доцент, преподает экономику и бизнес-администрирование в Пресвитерианском колледже. Питер Джианиодис — доцент, преподает стратегию и предпринимательство в университете Дюкейн.