Дело не в миллиардах: кому нужна зарплата Илона Маска | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дело не в миллиардах: кому нужна зарплата
Илона Маска

Почему Tesla планирует заплатить своему владельцу $56 млрд

Автор: Джордж Серафейм

Дело не в миллиардах: кому нужна зарплата Илона Маска
CSA-ARCHIVE/GETTY IMAGES

читайте также

Совершенствуем свой мозг

Джурветсон Стив

Новый взгляд на самоощущение сотрудников

Философия делает из вас лучшего лидера

Дэвид Брендел

Три правила маркетинга, которые устарели

Итамар Симонсон,  Эммануэль Розен

В начале этого года акционеры Tesla одобрили крупнейший в истории компенсационный пакет для гендиректора, который на самом деле явно не нуждается в деньгах. Илон Маск и так невероятно богат и не похож на человека, которого можно мотивировать еще большими суммами. Психолог Даниэль Пинк считает, что основные источники мотивации людей, удовлетворивших свои базовые потребности в еде и жилье, — это независимость, мастерство и цель. Маск превосходно подтверждает эту мысль. Он проявляет независимость, работая над самыми амбициозными проектами. Он постоянно стремится достичь вершин мастерства в том, чем занимается. И наконец, он  крайне целеустремленный человек. Однако это противоречие практически не упоминается, когда речь заходит о вознаграждении Маска.

Более того, большинство дискуссий упускает самое важное. Главное в устройстве нового компенсационного плана и объявлении о нем вовсе не деньги. Главное — демонстрация намерений Tesla стать гигантом в области использования чистой энергии, что поможет решить проблему изменения климата и трансформирует автомобильную отрасль. Для этого Маску нужно не только добиться доверия инвесторов, но и убедить их в своем радикальном видении будущего компании.

Единственная причина, по которой Tesla до сих пор жива (ведь компания не приносит прибыли, что напоминает историю становления Amazon), — это вера инвесторов в то, что она сможет справиться со своей задачей: произвести революцию в области транспорта.

Tesla привлекательна для инвесторов не как обычный автопроизводитель, а как компания, которая может стать одним из самых крупных игроков в низкоуглеродной экономике будущего. Компенсационный план Маска, по которому он получит акции и бонусы на сумму в $56 млрд, если рыночная капитализация Tesla достигнет $650 млрд, нужен, чтобы выдвинуть ценностное предложение для Уолл-стрит. В Tesla инвестируют не ради устойчивого дохода, а из-за того, что она может стать одной из самых важных компаний этого столетия.

Если бы Tesla ставила перед собой задачу достичь рыночной капитализации в $100 млрд (что, откровенно говоря, является амбициозной целью для большинства компаний, так как требует годовую рентабельность в 7% на следующие 10 лет), то инвесторы быстро потеряли бы интерес к финансированию компании. Они подписывались на радикальные изменения, а не на устойчивые доходы.

Маск знает, что одно из самых больших конкурентных преимуществ Tesla — терпение и умение думать о задачах на перспективу (не только об управлении, но и о своих инвесторах). Чтобы сохранять терпение, необходимо постоянно видеть перед собой путеводную звезду в виде рыночной капитализации в полтриллиона долларов. Связав свою компенсацию с этим видением, он показывает Уолл-стрит, к чему стремится.

Почему будущее требует чего-то большего, чем еще одного отличного автопроизводителя? Будущее автомобильной отрасли предполагает взаимосвязь трех тенденций, которые всего несколько лет назад казались не связанными друг с другом: беспилотных автомобилей, каршеринга и электромобилей. Эти тенденции помогут автопрому отказаться от использования углеводородов, что будет способствовать решению проблемы изменения климата; значительно улучшит здоровье людей, снизив количество аварий и загрязнение окружающей среды; увеличит доступность передвижения и уменьшит количество машин на дорогах, заметно повысив качество жизни.

Эти тенденции связаны друг с другом, потому что распространение беспилотных автомобилей снизит стоимость их совместного использования. А рост каршеринга и автономности машин будет способствовать их электрификации, так как затраты на владение снизятся, и автомобили будут эксплуатироваться более эффективно. Когда четыре года назад я изложил эту идею группе руководителей высшего звена, в том числе из автомобильной отрасли, большинство из них сказало, что этот сценарий возможен в лучшем случае через 20 лет, что «Tesla никогда не сделает полноценный автомобиль» и что «Lyft и Uber — для миллениалов». Но тенденции изменились, и сегодня все автопроизводители включились в гонку за будущее. General Motors добилась значительных успехов в области беспилотных технологий; Mercedes и BMW заключили партнерское соглашение для развития совместных решений в сфере мобильности, и все производители объявили о планах по электрификации своих моделей.

Компенсационный план Маска, включающий амбициозные цели по рыночной капитализации, необходим для создания именно такого видения. Для того чтобы Tesla к 2028 году достигла стоимости в $650 млрд, рынку придется значительно измениться, и на электромобили должна будет приходиться подавляющая доля новых продаж. Это будет способствовать росту выручки Tesla от продаж как автомобилей, так и батарей. Такое будущее, вероятно, потребует, чтобы технология, применяемая в беспилотных автомобилях, стала совершенной и могла широко и безопасно использоваться не только в моделях Tesla, но и в автомобилях других производителей, которые будут работать по лицензии.

Столь амбициозные цели в первую очередь являются стратегическим шагом для привлечения внимания инвесторов к самому главному. Маск всегда поступает так, общаясь с ними. Если сравнить записи телеконференций различных автопроизводителей, становится ясно, что он единственный, кто все время подчеркивает долгосрочный подрывной потенциал Tesla. Он также постоянно обращает внимание инвесторов на S-образную кривую развития компании.

Например, отвечая на вопрос аналитика о том, как инвесторам следует относиться к планам Tesla по наращиванию объемов производства, Маск заявил: «… наращивание производства происходит по S-образной кривой. Крайне сложно точно предсказать, как поведет себя кривая в самом начале. Сначала она растет очень медленно, затем экспоненциально, далее линейно и, наконец, переходит в логарифмическую кривую. Поэтому ужасно трудно предсказать, какой будет форма этой кривой. И в этом-то весь подвох: вы пытаетесь нанести на эту кривую квартальные результаты, и в зависимости от того, в какой ее части находитесь, разница может оказаться колоссальной. Но ситуация может измениться всего за несколько недель благодаря экспоненциальному характеру роста в начале кривой».

К Tesla возникает больше вопросов на тему подрывных технологий, чем к другим автопроизводителям. Неудивительно, что часто обсуждаются технологии автономного управления и положение Tesla в этом вопросе относительно конкурентов. Предметом дискуссий также является возможность появления подрывных инноваций для других индустрий. Аналитики допускают крупные изменения на рынке автострахования, если заявления Tesla о том, что их автомобили являются на 90% безопаснее традиционных, окажутся правдой. Влияние Tesla на формирование ландшафта транспортной отрасли всегда остается в центре внимания. Вопросы же инвесторов Ford в основном сосредоточены вокруг ее влияния на маржу, продажи и другие финансовые показатели.

Будущее Tesla неопределенно. Но в периоды трансформаций целеустремленные организации часто лучше справляются с переменами, чем компании, действующие по инерции и сталкивающиеся со значительным сопротивлением в собственных рядах. Убедить менеджеров среднего звена и других сотрудников получить новые навыки, начать пользоваться новыми процессами и бизнес-моделями бывает проблематично, если организация не сплочена вокруг общего видения. Теперь у нас есть доказательства, что цель является движущей силой производительности. Пока похоже, что большинство автопроизводителей действуют, отвечая на изменения динамики рынка, а не из стремления улучшить жизнь людей. Чтобы победить, лидер должен изменить эту ситуацию.

Об авторе. Джордж Серафейм — доцент делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса.