Дмитрий Конов: «Успешных отличает неуспокоенность» | Большие Идеи

・ Лидеры

Дмитрий Конов: «Успешных
отличает неуспокоенность»

Глава СИБУРа о 15 годах работы в компании

Дмитрий Конов: «Успешных отличает неуспокоенность»
Фото: из личного архива

читайте также

5 июня 2015 года состоялся круглый стол, посвященный влиянию Интернета вещей на бизнес

Плюс электрификация страны

Маджумдар Арун

Учимся искать лучших специалистов

Питер Каппелли

Женщины под угрозой

Вишал Гупта,  Дэниел Турбан,  Сандра Мортал

От редакции. В сентябре 2004 года вышел первый номер «HBR Россия». Как за 15 лет изменился бизнес, чему научились предприниматели и какие задачи они планируют решить в будущем? Об этом редакция журнала спросила руководителей крупных российских компаний. Вот что ответил на эти вопросы председатель правления ПАО «Сибур Холдинг» Дмитрий Конов.

Я 15 лет работаю в СИБУРе, и чем дольше нахожусь в компании, тем чаще слышу вопрос: по-прежнему ли мне интересно и не упала ли мотивация? В 2004 году мне было бы сложно представить такой срок в одной компании, тем более нефтехимической –- мои представления об индустрии несильно отличались от обывательских стереотипов. Возможно, главный из них заключается в том, что этот сектор промышленности весьма нединамичный.

Путь СИБУРа полностью противоречит такому представлению, и это, наверное, главное открытие для меня за 15 лет. Все сошлось –- и акционеры были настроены на рост, и команда собралась гибкая и настроенная на постоянные изменения, и перемены были залогом выживания, и мне самому, надеюсь, удавалось инициировать их и ускорять развитие. По сути, за эти годы удалось поработать сразу в нескольких компаниях. В 2003-м у Сибура была выручка 60 млрд руб., отрицательная EBITDA, совершенно другие производственные активы и другой баланс бизнеса. Сейчас выручка в 10 раз больше, мы одна из самых рентабельных и быстроразвивающихся компаний мировой нефтехимии, а производительность выросла почти в 10 раз. В начале 2000-х СИБУР напоминал кучу конструкторов LEGO, высыпанных в одну коробку: какие-то детали потеряны или непонятно как здесь оказались. Около 60 химических и нефтехимических предприятий, техническое состояние которых оставляло желать лучшего.

Когда вместе с командой, которую возглавил Александр Дюков, мы начали приводить дела СИБУРа в порядок, пришлось буквально дневать и ночевать на работе, заказывая в офис пиццу. Днем, попутно с распутыванием клубка корпоративной структуры активов, поддерживать операционную деятельность, а ночью писать стратегии, иногда не понимая сути некоторых рынков, за что мне сейчас, честно говоря, стыдно. То есть жить обычной жизнью стартапа -– только национального масштаба.

Управленческая команда постоянно училась и менялась под повышающиеся планки задач. Сначала – чтобы просто сохранить компанию, затем – чтобы набрать скорость. Есть фазы ускоренных и резких изменений, этапы стабилизации, из которых иногда сложно, психологически напряженно выходить. Я часто вижу это напряжение у некоторых коллег – зачем ломать то, что и так приносит результат? Мы почти каждый день проходим эти развилки – менять или оставлять как есть.

Сегодня успешные предприниматели, менеджеры, коучи, футурологи транслируют одну простую мысль: настрой на изменения является условием развития, а иногда и выживания. Для нас это стало образом жизни много лет назад, и мы видим, с какой неотвратимостью работает эта логика, как непростые решения позволяют компании становиться лучше.

В середине 2000-х мы взялись доказывать, что только создание производств глобальной мощности сделает компанию конкурентоспособной на мировом уровне. Мировой стандарт как планка возник не абстрактно –- глобальные игроки затем очень быстро пришли в Россию и конкурируют на наших рынках, а мы выходим на глобальные.

Важная установка – успешными могут быть только эффективные. Для нас принципиально не только что мы сделали, но и как этого достигли. Последние 15 лет отечественный бизнес не всегда двигался по самой эффективной траектории. Слишком много было возможностей развиваться за счет чего-то другого. Дешевая электроэнергия, логистика, рабочая сила и относительная закрытость внутреннего рынка часто помогали. Но выяснилось, что конкуренция может быть жесткой –- одни компании потеряли лидирующие позиции, другие превратились в глобальных лидеров в своих отраслях. Такие примеры есть в металлургическом секторе, в горнодобывающей и нефтяной промышленности. Успешных отличает неуспокоенность и трезвость оценки своих возможностей.