Чем пандемия опасна для культуры вашей компании | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем пандемия опасна для культуры
вашей компании

Три идеи, которые помогут укрепить корпоративную культуру во время кризиса

Авторы: Дженни Чатман , Франческа Джино

Чем пандемия опасна для культуры вашей компании
Фото: Todd Pearson/Getty Images

читайте также

«Нужна ваша помощь»: как не утонуть в личных проблемах сотрудников

Клодиана Ланай,  Реми Дженнингс

Сначала увольте начальников

Гэри Хэмел

Простой способ поднять боевой дух вашей команды

Розабет Мосс Кантер

Переход на цифру не требует перестройки

Андрей Шипилов,  Натан Ферр

Если вы похожи на многих руководителей, с которыми мы говорили в последние несколько месяцев, то вы и ваша команда лидеров вложили годы в развитие эффективной культуры. Именно культура соответствует вашей стратегии, так как в ней в первую очередь уделяется внимание поведению, необходимому для успеха в вашем бизнесе. Вы цените сильную культуру, потому что что сотрудники верят в ее реальность и ценят ее. Именно она помогает компаниям привлекать и удерживать лучших специалистов и способствует фантастическим результатам.

Но, возможно, пандемия COVID-19 ослабила культуру вашей организации. Понесет ли потери ваша культура из-за того, что люди не могут встречаться лично, и это мешает укреплению их общих убеждений? Станет ли им труднее применять культуру в качестве ориентира при принятии решений в неспокойное время? Как вы можете продолжать строить и использовать культуру в то время, когда ваша организация работает в основном удаленно?

Исследование показывает, что даже когда вы создаете сильную, стратегически согласованную культуру (то есть разделяемую и активно поддерживаемую большинством сотрудников), этого недостаточно в долгосрочном плане, если вы также не развиваете культуру, адаптирующуюся в режиме реального времени. Исследование, проводившееся Дженни, одним из авторов этой статьи, показало, что годовая выручка сильных организаций, имеющих стратегически согласованную и способную быстро адаптироваться в динамичной среде культуру, на 15% выше по сравнению с компаниями, занятыми в той же отрасли, но менее способными к адаптации.

Способность культуры адаптироваться — что отражает способность вашей организации внедрять инновации, экспериментировать и быстро использовать новые возможности — особенно важна в этот исторический момент. Лидеры должны продолжать развивать культуру компании, чтобы помочь людям не терять из виду наиболее важные инициативы, даже если они столкнулись с беспрецедентными сложностями и постоянно меняющимися условиями в связи с пандемией.

Какие методы можно применить, чтобы сделать вашу культуру более адаптивной? Вот три идеи.

1. Берите на работу и повышайте людей, отличающихся устойчивостью, способностью к адаптации и демонстрирующих достойное поведение в стрессовой ситуации. Это очень разные люди, готовые глубоко копать и проявлять находчивость, чтобы справиться со сложными и неопределенными ситуациями, связанными с пандемией. Это бунтари в хорошем смысле этого слова: они демонстрируют интерес и видение, принимают новшества, с выгодой используют различия и сохраняют равновесие, когда мир переворачивается с ног на голову. Они создают позитивные изменения.

Конечно, если ваша культура еще не способна к адаптации, будьте откровенны, нанимая таких людей. Скажите им, что смотрите на них как на источник перемен.

2. Ищите примеры того, как организация следует своим культурным ценностям через новые методы работы, и рассказывайте о них. В условиях пандемии коронавируса вам понадобится активно искать, отбирать и подчеркивать новые примеры желаемой культуры.

Лидеры крупной фармацевтической компании поняли, что встречи в Zoom, ставшие необходимыми в условиях самоизоляции, предлагают более равные условия для сотрудников, работающих за пределами штаб-квартиры, и позволяют компании учитывать больше мнений, что является одной из ее ключевых ценностей. Поэтому в компании установили новую рабочую норму: если одному человеку нужно присутствовать на встрече удаленно, она становится удаленной для всех.

Аналогично розничная сеть, где ценится открытость и прозрачность, начала во время пандемии проводить регулярные виртуальные форумы, открытые для всех сотрудников. На этих форумах лидеры слушают, что думают сотрудники, и отвечают на их вопросы. Когда режим самоизоляции вынудил перевести сотрудников на удаленную работу компанию из сферы медиа-развлечений, которая прежде не поощряла подобную практику, ее руководство осознало, что раньше действовало вразрез с такими ценностями, как автономия и ответственность. Лидеры открытым текстом признались в этом сотрудникам и пообещали варианты удаленной работы даже после окончания пандемии.

3. Служите образцом универсальных ценностей. Когда началась пандемия, лидеры компании &pizza, сети пиццерий, расположенных в Вашингтоне, где подают оригинальные продолговатые пироги, решили, что это будет прекрасный момент, чтобы применить в действии свою культуру. Как они рассказали Франческе, еще одному автору этой статьи, философия их компании отражала мысль «творить добро и быть добрыми», то есть и служить людям, и быть их отражением в тех районах, где расположены их заведения. В марте 2020 года лидеры &pizza выступили с инициативой бесплатно обеспечивать пирогами работников больниц, лечащих пациентов с COVID-19. Кроме того, понимая, как пандемия может затронуть их сотрудников, они подняли почасовую оплату своим работникам и расширили соцпакет, например, стали предлагать бесплатный доступ к Netflix и оплачивать дорогу на работу. Компания также предоставила оплачиваемое свободное время сотрудникам, которые хотели присоединиться к протестам после убийства Джорджа Флойда. Компания сохранила 90% своих сотрудников, а 10% уволившихся ушли в основном по личным причинам. (До пандемии нормальный уровень текучести кадров в компании составлял 10%.)

Очень вероятно, что ваша организация адаптировалась к условиям пандемии быстрее и эффективнее, чем вы ожидали. Развивайте этот успех, сообщая о достижениях компании вашим сотрудникам и применяя описанные нами методы. И тогда вы почти наверняка сможете укрепить культуру своей организации, которая поможет ей лучше справиться с любыми возможными трудностями в будущем.

Об авторах

Дженни Чатман (Jenny Chatman) — заслуженный профессор управления, заместитель декана стратегий обучения и директор Культурной инициативы в Школе бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета в Беркли.

Франческа Джино (Francesca Gino) — бихевиорист и профессор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса. Онаявляетсяавторомкниг«Rebel Talent: Why It Pays to Break the Rules at Work and in Life» и «Sidetracked: Why Our Decisions Get Derailed, and How We Can Stick to the Plan».