читайте также
В прошлом году бизнесу нередко приходилось держаться из последних сил, многие компании оказались на грани неплатежеспособности. Принято считать, что из-за проблем с производством, цепями поставок и спросом внутренние процессы в организациях рухнули, и все мысли о командной работе были отброшены. Так ли это? Мои разговоры с бизнес-лидерами показывают прямо противоположное. Вопреки всем ожиданиям многие CEO говорят, что в режиме кризиса их организации работают как никогда хорошо. В сложной ситуации нужно выплывать — иначе утонешь, и сотрудники собираются с силами и учатся справляться. Конечно, работать так, как приходится это делать в кризис, постоянно не получится, да и не нужно. Многие бизнес-лидеры спрашивают себя, как сохранить темп и обеспечить своим организациям способность к адаптации в будущем. Как им выйти из режима кризиса и начать смотреть в будущее? Залог успеха — сохранять адаптируемость. Каждому руководителю известно, что для выживания в долгосрочной перспективе компании необходимо уметь меняться. И реальная задача заключается не в том, чтобы успешно однократно трансформировать свою организацию, — способность адаптироваться и трансформироваться должна стать частью ДНК компании. Необходимо выработать механизм или рефлекс, позволяющий справиться с любым кризисом: финансовым, технологическим, экологическим или кризисом здравоохранения. Пандемия наглядно продемонстрировала, что компаниям необходимы гибкость и способность к адаптации, но бизнес-лидерам это давно известно. Еще до хаоса 2020 года им приходилось иметь дело со множеством кризисов. Большинству лидеров кажется, что они постоянно находятся в состоянии «трансформации» последние два десятка лет, и многие уже слышать не могут этого слова. Проблема в том, что, сколько ни бьются над этим руководители, большинство попыток сделать компании гибкими ни к чему не приводят. Я наблюдал это на собственном опыте, консультируя менеджеров по вопросам управления и стратегии. Спросите топ-менеджеров, что пошло не так, и вы услышите один и тот же поток жалоб: кто-то не взял на себя ответственность за процесс перемен. Все начали перекладывать ответственность друг на друга. Все пошло не так, и никто ничего с этим не сделал. И постепенно трансформация пошла на спад. Что не так со старым подходом? Руководители пытались сделать слишком много. Они тратили много энергии, но не в том направлении. Снова и снова мне приходится работать с организациями, чьи сложные проблемы не требуют сложных решений. Когда речь идет об адаптируемости, ответы оказываются на удивление простыми. Меньше значит больше В последние несколько лет я призываю бизнес-лидеров использовать подход «Меньше значит больше». Этот метод радикально отличается от старого способа ведения дел. Традиционные организации строились для работы в условиях стабильного рынка и часто имеют тягостное наследие сложных административных процессов, которые делают их негибкими и мешают трансформации. В таких компаниях в сложных ситуациях менеджмент становится жестче. По умолчанию вводится больше правил и усиливается контроль сверху, чтобы не допустить перебоев в работе. Проблема в том, что усиление контроля душит организацию. Руководству следует ослабить хватку и дать организации свободу, необходимую ей для эффективной работы. Идея в том, чтобы определить, чего требуется достичь, и дать организации сосредоточиться на том, как это сделать. Как ослабить контроль, но не позволить компании погрузиться в хаос — вопрос не самый простой. Подход к процессу должен определять четкий ряд принципов, подтвержденных наукой. Мой подход опирается на теорию сложных систем, созданную на основе работ американского физика-теоретика и лауреата Нобелевской премии Филипа Уоррена Андерсона. Одной из ключевых концепций теории сложных систем является «эмерджентность», идея о том, что сложность возникает из простоты, и малые объекты формируют крупные, свойства которых отличаются от суммы свойств их элементов, взаимодействующих в качестве частей большего целого. Всего несколько простых принципов позволяют создавать системы, где локальные взаимодействия и знания формируют макроинтеллект и способность к адаптации. Другими словами, проблемы могут быть сложными, а их решения — простыми. Множество примеров таких систем можно встретить в природе. Например, муравьи строят живые мосты в поисках пищи, создают колонии, напоминающие мегаполисы, и коллективно защищаются от угрозы. Если колонию залило водой, некоторые муравьи собственными головами затыкают дыры, в то время как другие поглощают воду своими телами и осушают муравейник. Принципы развития адаптируемости Кратко я описываю подход «Меньше значит больше» с помощью следующего набора принципов, которые эффективно переводят концепцию эмерджентности на язык бизнеса. Взяв их на вооружение, лидеры могут сделать адаптируемость частью ДНК компании.
Определите цели. Для начала определите задачу трансформации. Укажите цели, приоритеты, правила и границы. Внедряйте изменения насколько возможно заранее. Подкрепляйте их с помощью механизмов обратной связи и контролируйте соответствие каждого отдельного действия общей цели.
Назначьте ответственных. Выберите «командиров экипажей» и «вторых пилотов» (подробнее об этом позже), ответственных за каждый из вопросов. Сотрудники должны иметь возможность свободно формировать и переформировывать команды при возникновении новых задач. Команды должны быть гибкими, разнообразными и межфункциональными, это поможет преодолеть разобщенность между структурами организации.
Тестируйте, не стройте догадок. Проводите реальные эксперименты, а не полагайтесь на так называемое экспертное мнение. Принимайте результаты экспериментов за основу для разработки решений, результаты которых можно измерить.
Способствуйте столкновениям. Сделайте возможным запланированное и случайное прямое взаимодействие между сотрудниками организации. Поощряйте обмен идеями и опытом. Динамичное общение является прекрасной основой для принятия решений и достижения общей цели.