Формула корпоративного долголетия | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Формула
корпоративного долголетия

Четыре правила и три принципа, которые помогут компании выжить и быть успешной

Автор: Яков Сергиенко

Формула корпоративного долголетия
Фото: Martin Sanchez / Unsplash

читайте также

Жертвы алгоритмов: что не так с интернет-маркетингом

Алекс Миллер,  Картик Хосанагар

Ваши критики на работе могут стать вашими друзьями

Джилл Коркиндейл

Что делать, если поставленная цель не достигается

Анна Козлова

Новый императив продаж

Брент Адамсон,  Гомес Кристина,  Томан Николас

Компании, успешно прожившие 100 или 150 лет и уверенно смотрящие в будущее, не могут не вызывать восхищение. Но возникает и вопрос: как им это удается? Чтобы выяснить секрет такого долголетия, McKinsey & Company — а ей самой в этом году исполнилось 95 — провела масштабное исследование. Мы сравнили 18 компаний, каждой из которых от 75 до 179 лет, из разных стран и разных секторов. Были проанализированы ключевые факторы, обеспечившие каждой организации корпоративное долголетие, постоянный рост и международный авторитет. Выяснилось, что в основе долгой жизни всех без исключения компаний из нашего списка лежат четыре главных правила ведения бизнеса и три дополняющих их организационных принципа.

Правило 1. Поддерживайте дух амбициозности и целеустремленности, присущий основателю компании

Практически в каждой из компаний-долгожителей ходят легенды о ее отце-основателе. Его помнят, любят и цитируют. Обеспечить соразмерность первых лиц компании этой харизматичной личности — задача непростая, но решаемая. Как правило, руководители корпорации-ветерана — это не просто наемные профессионалы высшего класса, а люди, искренне болеющие за успех бизнеса и воспринимающие его как что-то глубоко личное. Такие редко приходят со стороны. Лидеров целенаправленно, терпеливо и заботливо воспитывают внутри компании: патриархи лично занимаются развитием подающих надежды руководителей, которые вырастают в новых CEO, несущих в душе проверенную временем систему ценностей. Смена первого лица — это историческое событие, которое происходит нечасто. Срок пребывания генерального директора на своем посту в исследованных компаниях составляет более 10 лет. Личная заинтересованность CEO в успехе компании подкрепляется и материальными стимулами: до половины вознаграждения главы организации может напрямую зависеть от ключевых корпоративных и персональных показателей.

Такие принципы применимы не только для высшего руководства: стимулы для широкого круга руководителей должны быть связаны с долгосрочными КПЭ бизнеса и поощрять ответственное отношение к будущему компании — за горизонтом пребывания того или иного руководителя в должности или вообще его работы в компании. В обязанности людей, занимающих сто важнейших должностей, также входит работа по определению и воспитанию своих преемников. При этом программы работы с перспективными сотрудниками не столько выявляют лучших, сколько комплексно развивают будущих звезд на протяжении многих лет.

Правило 2. Действуйте в соответствии с высоким предназначением, не ограниченным рамками организации, рынка или страны

Бизнес-долгожители не просто создают акционерную стоимость — их ведет призвание. Чтобы каждый сотрудник такой компании понимал ее высокую миссию, корпоративную систему ценностей и не только демонстрировал их миру, но и, в первую очередь, проникался ими сам, в компаниях эти идеальные устремления должны быть облечены в ясные, убедительные формулировки, а также необходима питательная среда для превращения их в каждодневную практику.

Во-первых, у компании есть запоминающиеся, простые и емкие описания ценностей и принципов управления, которыми руководствовался основатель и которыми она продолжает жить, такие как «пять принципов философии управления» или «семь правил ведения бизнеса, которые влияют на каждое наше решение». Они становятся стержнем внутренней и внешней коммуникации, на который нанизывается все остальное. Во-вторых, эти основы основ разъясняются, детализируются и прививаются новым сотрудникам с помощью специальных проектов и программ. Ими могут быть ежегодные выездные семинары по проекции корпоративных «заповедей» на текущую бизнес-практику с решением и обсуждением учебных кейсов этического характера. Совместно находя ответы на неоднозначные вопросы, люди ощущают себя увереннее, лучше и счастливее. В-третьих, значимая часть прибыли компании выделяется на проекты, напрямую не связанные с созданием акционерной стоимости, но дающие сотрудникам ощущение того, что они действительно делают мир лучше — каждый как ответственный житель Земли и все вместе как корпорация единомышленников.

Правило 3. Заботьтесь о целенаправленном и постоянном обновлении

Компании с долгой историей обычно открыто и свободно распространяют знания и передовой опыт внутри своей организации, а иногда даже за ее пределами. Например, в McKinsey & Company в состав команд, работающих над проектами для клиентов, включаются сотрудники из разных стран, каждый из которых приносит с собой что-то новое и интересное. Здесь можно в любой момент обратиться за помощью к любому коллеге, и будьте уверены — тот отзовется и поможет. В результате каждый в компании имеет постоянную подпитку от работы с новыми людьми и новыми идеями.

Все компании-долгожители отличают передовые подходы к развитию инноваций. И здесь тоже часто «кадры решают все». Не случайно, например, в одной из исследованных нами компаний, мирового лидера пищевой промышленности, каждого сотрудника оценивают по параметру, который признан в компании ключевым, — особому типу мышления, позволяющему реализовать прорывные решения.

Еще одно характерное качество, от которого во многом зависит обновление бизнеса, — это создание и развитие партнерств, обеспечивающих рост бизнеса обеих сторон. Принцип, исповедуемый одним из проанализированных долгожителей, лидером глобального авторынка: на первом месте клиенты, дилеры — на втором, а мы, производитель, — на последнем. То же относится и к стратегиям покупок нового бизнеса такими компаниями: они нацелены на приобретение инновационного игрока и формирование у себя новых навыков за счет уникальных компетенций, имеющихся у купленной компании. У одного из участников исследования только за счет слияний и поглощений доход за последние 14 лет увеличился более чем на 400%.

Компании постоянно заново оценивают свои инвестиции и перераспределяют капитал для использования возможностей, открывающихся на новых рынках, нередко с расчетом получить отдачу только в отдаленной перспективе.

Кроме таких организационных рычагов, повышающих эффективность инновационной деятельности, как площадки для внутрикорпоративного стимулирования инноваций, в компаниях-долгожителях большое внимание уделяется «человеческому измерению» и моральной поддержке новаторов. Сотрудники, которые проявляют предприимчивость, стремясь изменить что-то к лучшему, окружены искренней заботой, поддержкой и заслуживают публичной похвалы даже в случае неудачи. Инициатива не наказуема, а на финансирование еще не появившихся смелых идей ежегодно резервируются средства.

Правило 4. Создайте экосистему разноплановых и высокоэффективных человеческих ресурсов

Все компании с долгой историей из года в год включаются в число лучших работодателей мира. Почему? Ответ простой: они внимательно относятся к людям, их развитию и самореализации. Одни, как McKinsey, уделяют подбору персонала в 10 раз больше времени, чем в среднем по рынку. В других компаниях председатель совета директоров и руководители высшего звена лично проводят собеседования с несколькими тысячами соискателей ежегодно. Третьи организации очень рано, еще со школьного возраста, начинают отбор и предварительную подготовку кандидатов. Однако все компании-долгожители объединяет то, что в них введены конкретные КПЭ по привлечению и развитию кандидатов на все руководящие должности, а для важнейших позиций действует хорошо отлаженная система управления эффективностью и процедура ее оценки. Управление эффективностью жестко увязано с системой развития персонала, а существующая в организации концепция привлекательности компании для сотрудников, как потенциальных, так и уже работающих, не красивый документ общего характера, а конкретный план на среднесрочный период.

Организационные принципы 

Правила здорового образа жизни компании, обещающие ей долголетие, усиливаются тремя организационными элементами: системой сдержек и противовесов, программами воспитания будущих собственников и политикой обеспечения устойчивости.

Система сдержек и противовесов. Во всех проанализированных компаниях-долгожителях приняты меры, которые не позволяют сосредоточить всю полноту власти в одних руках и предохраняют их от риска захвата какими бы то ни было лицами и структурами. Для этого, в частности, создаются некоммерческие фонды и трасты, владеющие контрольным пакетом и тем самым препятствующие потенциальным угрозам такого рода со стороны собственников или акционеров. С этой же целью все основные решения принимаются голосованием большого совета акционеров, состоящего более чем из 30 членов, а независимость совета директоров гарантирована документами, регламентирующими корпоративное управление.

Программы воспитания собственников. Высокоэффективными собственниками не рождаются — компании прилагают много сил и вкладывают огромные средства в развитие отобранной группы собственников, вне зависимости от того, станут ли они активными акционерами. Продолжительность программ их подготовки достигает 10—15 лет, и бывает, что с возможным будущим CEO начинают работать, когда ему всего 12. В рамках такой программы в одной из проанализированных компаний одновременно стажируются семь представителей нового поколения семьи владельцев. С ними работает группа высших руководителей компании и консультантов, которая занимается планированием их карьеры в самой организации или за ее пределами.

Политика обеспечения устойчивости. Наконец, во все времена устойчивыми компании делает их финансовая политика, позволяющая иметь достаточный масштаб для инвестиций в новые возможности и технологии.

* * *

Как показало исследование, очень много факторов долголетия компаний замыкается на людях: их отборе, подготовке и тонкой настройке условий, когда цели человека, компании и коллектива входят в резонанс. Это требует больших вложений, причем вкладывать нужно не только деньги, но и душу, однако такие инвестиции хорошо окупаются. В мировом контексте вопросы корпоративного долголетия на первый взгляд кажутся не самыми актуальными для российского рынка, где даже крупнейшие компании еще не перешагнули рубеж среднего возраста. Тем не менее наметившаяся в последние годы тенденция реализации масштабных программ ESG, неотъемлемый элемент которой — ответственное внутрикорпоративное управление, говорит о том, что уже много наших компаний двигаются вперед по этому пути. Один из факторов их успеха — внимание ко всем их основным стейкхолдерам как к главной силе успешного бизнеса. Преимущества на длинном горизонте получают компании, которые культивируют микроклимат, позволяющий каждому человеку создавать максимальную ценность в зоне своих компетенций и в результате этих действий быть счастливым на своем рабочем месте.

Об авторе. Яков Сергиенко — управляющий партнер McKinsey & Company по России и СНГ.