Носители ноу-хау | Большие Идеи

・ Принятие решений


Носители ноу-хау

Классика HBR

Носители ноу-хау

читайте также

Правильные цвета помогают быстрее анализировать данные

Джеффри Хэар,  Шэрон Лин

Утилитарное искусство убеждения

Конгер Джей

Не подвести своих

Бретт Джин

Хотите выжить? Станьте визионерами

Джек Фуллер,  Мартин Ривз

Вернувшись из деловой поездки в Японию, знакомый одного из редакторов «HBR — Россия» поделился необычными наблюдениями. «Представляешь, руководство компании там поощряет совместные посиделки сотрудников в баре, — удивлялся он. — Да еще и с удовольствием их оплачивает!» Россиянин оказался человеком любознательным, поэтому не поленился расспросить местных коллег, в чем причина неслыханной расточительности их боссов. Объяснилось все по-японски прагматично: неформальное общение раскрепощает людей, дает возможность поделиться новостями, просто любопытной информацией. Дружеские встречи частенько приводят и к практическим результатам — появляются новые продукты или какие-то удачные организационные решения.

И, надо думать, польза от этого перевешивает счета за съеденное и выпитое в барах. Копнув чуть глубже, понимаешь, что встречи за кружкой пива — не просто забавная традиция. Уже модные европейские фанк-экономисты Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрал, затрагивая тему инноваций в японских компаниях, рассказывают о таком явлении, как «номмуникация» (от японского «ному» — пить и английского «коммуникация» — общение). Объяснять смысл нового слова, наверное, смысла нет. Его же, кстати, используют и другие видные исследователи Икудзиро Нонака и Хиротака Такеучи в своей монографии «Компания — создатель знания». По их словам, номмуникация поощряется в самых передовых японских корпорациях. ­Возможно, ­проводить прямую параллель между инновационным потенциалом компании и умением ее сотрудников повеселиться и поговорить по душам — слишком уж смело. Но, с другой стороны, какое качество в первую очередь обычно приписывают японскому бизнесу? Пожалуй, именно креативность. Так что повод задуматься все же есть.

Едва ли кто-нибудь когда-нибудь сумеет вывести точную формулу инновации. Но можно наверняка утверждать, что в ней будет одна по­стоянная — человеческий фактор. Идеи рождаются в компаниях, где царит творческая атмосфера, где люди по-хорошему раскрепощены, не боятся фантазировать и предлагать начальству свежие решения. В этом номере в рубрике «Классика HBR» рассказывается о том, как лидер может помочь раскрыться своим подчиненным.

Крис Аргирис, автор статьи «Привилегия умных», обращает наше внимание на закономерность: чем умнее и образованнее люди, тем труднее им признавать свои ошибки, отказываться от сложившейся точки зрения. И это при том, что для профессионала постоянная учеба — главный инструмент совершенствования. Впрочем, профессор Аргирис не только препарирует проблему, но и предлагает пути ее решения.

Взаимоотношения руководителя с подчиненным — материя тонкая. Исследователь Стерлинг Ливингстон подтверждает это опытным путем. В своей статье «Пигмалионы от управления» он доказывает, что успехи сотрудников напрямую зависят от оценки и веры в них начальства.