Мозги на аутсорсинг? | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мозги
на аутсорсинг?

Ряд офшорных компаний специализируется на анализе решений.

Авторы: Айер Бала , Дейвенпорт Томас

Мозги на аутсорсинг?

читайте также

Зоя Богуславская

Анна Натитник

Как отложить старость на завтра

Михаил Рахлин

Босоногое лидерство

Питер Брегман

Какое наследие Карли Фиорина оставила Hewlett Packard

Бенам Табризи

За последние двадцать лет бизнес по­сте­пенно приучился передавать на офшорный аутсорсинг различные функции, в том числе задачи бэк-офиса, центра телефонного обслуживания и повседневные бизнес-процессы. Недавно к этому списку прибавилась и более интеллектуальная работа — принятие решений. Внешние исполнители предлагают варианты решения проблемы, анализируют данные, дают советы и даже помогают претворить их в жизнь.

Но готовы ли компании отдавать на аутсорсинг интеллектуальные процессы? Это зависит от того, насколько им удается аналитическая работа: если кто-то принимает за вас важные решения, то и вы сами должны отлично владеть искусством анализа.

Все началось в середине 1990-х — тогда General Electric открыла офшорную фирму в Индии. И хотя она создавалась для выполнения бэк-офисных функций, руководство GE захотело привлечь индийцев к аналитической деятельности. Вскоре именно она стала разрабатывать для GE алгоритмы решений, связанных с кредитами и оценкой рисков. В 2004 году GE продала часть акций этой фирмы — она получила название Genpact и начала брать заказы на подготовку решений для других клиентов.

Сегодня ряд офшорных компаний — Mu Sigma, MarketRX (в 2007 году ее прио­бре­ла Cognizant) и Inductis — также специализируется на анализе решений; среди их клиентов крупнейшие американские корпорации. Эти офшорные компании помогают ведущей розничной сети выбрать места для строительства новых магазинов, крупному автостраховщику — установить тарифы для разных групп клиентов, известному фармацевтическому предприятию — понять, как получить большую отдачу от торгового персонала, а ритейлеру, продающему товары для офиса, — определить, какую рекламу и какие продукты адресовать тем или иным потребителям. Даже крупные офшорные фирмы, которые раньше занимались ИТ, — Cognizant, TCS и Infosys и др., становятся экспертами в области принятия решений.

С тех пор как организации начали передавать эту функцию внешним исполнителям, процедура принятия решений у них стала гораздо более четкой, а ее результаты значительно улучшились. Но как они не побоялись доверить столь важную ­задачу посторонним? Некоторые говорят, что все дело в исполнителях и в правильной ­организации работы. К примеру, компа­ния, продающая товары для офиса, рекомендует схему «4-1-1»: четыре офшорных консультанта-аналитика, один консультант, который присутствует на территории компании-заказчика, пока выполняется проект, и один ее сотрудник. Консультант, находящийся у клиента, отвечает за взаимодействие и связь между аналитиками офшорной команды и заказчиком. А сотрудник — представитель заказчика следит за тем, правильно ли понимают свою задачу аналитики, и докладывает руководству об итогах их деятельности. Анализировать ­решения полезно, только если полученные выводы используются. Но от внешних специ­алистов мало зависит, прислушается ли руководство компании-клинета к их советам. Поэтому важно, чтобы консультант, работающий у заказчика, разбирался в специфике ее деятельности.

В США и странах Западной Европы сегодня не хватает компетентных аналитиков, а вот в Индии, Восточной Европе и Китае их достаточно, поэтому не удивительно, что многие компании поручают тамошним специалистам принимать для них решения.