Как увольнять людей, которых вы наняли по ошибке | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как увольнять людей, которых вы наняли
по ошибке

Что делать, если новый сотрудник не справляется со своими рабочими обязанностями

Автор: Лиз Кислик

Как увольнять людей, которых вы наняли по ошибке
Иллюстрация: CATHERINE LANE/GETTY IMAGES

читайте также

«Здесь так заведено»

Владимир Вертоградов

В поисках зама

Исмагилов Станислав,  Куликова Елена

Вежливость большинства

Елена Евграфова

Одной лояльностью сыт не будешь, или Как увеличить свою долю кошелька

Буи Александр,  Кейнингем Тимоти,  Куил Брюс,  Эксой Лерзан

Иногда человек с идеальным резюме и хорошими рекомендациями, отлично показавший себя на собеседовании, становится источником проблем, когда приступает к работе. Вам повезло, если вы еще не сталкивались с такой ситуацией. Только 19% новых сотрудников полностью оправдывают ожидания работодателя, говорится в одном из часто цитируемых исследований, посвященных этому вопросу. А после 18 месяцев работы выясняется, что 46% нанятых сотрудников вообще не справляются с задачами.

Если вы убедитесь в правдивости статистики на собственном опыте, то перед вами встанет дилемма: или в компании останется человек, который не справляется с обязанностями и усложняет работу команды, или вы публично признаете, что совершили серьезную ошибку. Обычно в подобных ситуациях выгоднее найти нового сотрудника, и чем быстрее, тем лучше. Последствия неудачного найма устранить всегда сложно, но следующие шаги помогут вам восстановить работу и продолжить с наименьшим для всех ущербом.

Подготовьтесь к открытому и, возможно, неудобному разговору. Вместо того, чтобы надеяться на лучшее или пытаться избежать противостояния, честно скажите сотруднику, что вас не устраивают результаты его работы. Это откроет путь к совместному разрешению проблемы. Поделившись своими соображениями и поинтересовавшись мнением самого сотрудника, вы сможете найти альтернативные варианты взаимодействия или хотя бы поймете, насколько плохо обстоят дела. Можно начать, например, так: «Я бы хотел поговорить о последних неделях вашей работы. В некоторых моментах все в порядке, но многое нужно скорректировать». Не забывайте, что сотрудник вполне может заметить те же проблемы и будет благодарен за возможность все прояснить и поработать вместе над решением проблемы.

Дайте обратную связь или переведите на другую должность. Один из моих клиентов нанял в штат молодого сотрудника за его решительность, энергичность и напористость. Через несколько недель тот стал открыто заявлять, что работа оказалась не такой интересной и не приносила удовлетворение, как он ожидал. Сотрудник начал допускать небрежные ошибки и бездельничать. Руководитель осторожно поговорил с ним о его поведении, подробно расспросив, почему работа не приносит удовлетворения. К счастью, благодаря запланированному расширению компании и гибкой организационной структуре нового сотрудника смогли перевести в другой отдел на более ответственную должность, соответствующую его амбициям. Мы разработали интенсивную обучающую программу, чтобы подготовить его к новой роли и обеспечить плавный переход на другую должность.

Но такой подход срабатывает не всегда. В другой компании новый вице-президент неоднократно обещала применять всю полученную обратную связь, поскольку пришла из другой отрасли. Но она не понимала бизнес-модель компании и либо не могла, либо не хотела адаптировать свои навыки, так что правильно использовать обратную связь у нее не получалось. Следите за проявлениями слепой решимости: многие из нас до последнего не хотят сдаваться в трудной ситуации. Если сотрудник получает много обратной связи, а вы не видите ни его незамедлительной реакции на эту связь, ни улучшений в течение трех-шести месяцев, вам в какой-то момент придется расстаться с ним.

Подсчитайте текущие и будущие издержки. В некоторых случаях из-за негативных последствий для других членов команды или компании в целом нецелесообразно рассматривать возможность перевода или обучения сотрудника. Например, однажды в компанию моего клиента, семейную фирму среднего размера, на одну из руководящих должностей пришел человек, который раньше работал в крупной компании. Его представления о ресурсах и порядке принятия решений оказались ошибочными, и он дорого обошелся фирме. Обратная связь не подействовала, перевод на другую должность тоже не помог бы.

В подобных случаях приходится расплачиваться снижением продуктивности, повышением альтернативных издержек, уменьшением вовлеченности сотрудников, повышением текучести кадров, а также конфликтами между отделами. Среди очевидных неудовлетворительных признаков — несоблюдение сроков и ухудшение качества работы. Менее явный знак — дополнительные совещания до и после основных, с помощью которых другие сотрудники пытаются компенсировать или исправить недоработки своего коллеги. Сравните эти последствия с ценой поиска нового сотрудника и введения его в курс дела команды.

Вся серьезность последствий часто становится понятна только после увольнения неподходящего сотрудника. Так произошло у одного из моих клиентов. За несколько лет в его компании неоднократно пытались найти место для руководительницы, которая в начале произвела хорошее впечатление, но потом не показала нужных знаний и навыков. Она мешала рабочему процессу, препятствовала инновациям и вносила разлад между коллегами и подчиненными. Только после ее ухода все с энтузиазмом принялись за реализацию заброшенных идей и поиск новых креативных решений.

Хорошо обоснуйте отступление от стандартной процедуры увольнения. Если сотрудника не получается оставить в фирме, делайте все, чтобы его уход прошел гладко и достойно. Сначала попытайтесь выработать взаимовыгодный план. Честный разговор даст сотруднику ощущение, что он контролирует ситуацию, а вам — время, чтобы вы могли открыто поддерживать команду и искать замену. Например, если человек ранее уже выражал беспокойство, начать можно так: «Я ценю, что вам небезразлична сложившаяся ситуация. Она действительно не лучшим образом сказывается на работе команды. Надеюсь, мы сможем найти решение, которое устроит всех нас». Предварительно согласуйте ваши действия с отделом кадров.

В том случае, если для сотрудника новости будут неожиданными, говорите прямо и по делу: «Мы уже неоднократно обсуждали, что нам нужен человек, который будет справляться с задачами и достигать целей. У вас, к сожалению, это не получается. Мы вынуждены вас уволить с такого-то числа. Вот что нам предстоит сделать».

Предложив выходное пособие и помощь в трудоустройстве, вы покажете уволенному человеку и его коллегам свое стремление к справедливости. Обычно выходные пособия и помощь в трудоустройстве получают только сотрудники, которые долго и успешно работали в компании. Но если организация берет на себя ответственность за свои ошибки в подборе персонала, всем становится проще двигаться дальше. Исключение могут составлять случаи, когда сотрудник предоставил ложные сведения о своих навыках или имеет отклонения в поведении.

Ситуация, когда вы выбрали не того кандидата, болезненна для всех. Поэтому постарайтесь извлечь из нее как можно больше, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем. Особенно важно найти правильную замену. Решайте проблему осмысленно, но быстро: у сотрудника еще могли остаться актуальные предложения о работе или возможность вернуться на прежнее место, и он будет благодарен за шанс спасти свою карьеру. А вы, в свою очередь, еще успеете пригласить и рассмотреть других кандидатов.

Об авторе. Лиз Кислик (Liz Kislik) — консультант, преподавала в Нью-Йоркском университете и Университете Хофстра.