Как договориться с бэк-офисом | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Как
договориться с бэк-офисом

Компания создает свой отдел интернет-проектов, но этим не довольны остальные подразделения.

Автор: Владимир Рувинский

Как договориться с бэк-офисом

читайте также

Правильные цвета помогают быстрее анализировать данные

Джеффри Хэар,  Шэрон Лин

Утилитарное искусство убеждения

Конгер Джей

Не подвести своих

Бретт Джин

Хотите выжить? Станьте визионерами

Джек Фуллер,  Мартин Ривз

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

резидент группы компаний «ЕвроКачество» Сергей Басов обвел взглядом собравшихся. За длинным столом сидели руководители отделов и направлений — люди, с которыми он проработал много лет.

— Как вы знаете, мы планируем создать собственное подразделение интернет-проектов, — начал Басов. — Все внутренние заказы отныне будет выполнять наша команда: это, как мы думаем, окажется и дешевле, и эффективнее.

Компания продавала отделочные материалы для домашнего ремонта: обои, плитку, краски, штукатурку, напольные покрытия, декоративные элементы. Начиналось все десять лет назад с оптовых поставок строительным рынкам, магазинам и застройщикам. Дела шли в гору, и последние годы «ЕвроКачество» развивала розничное направление: сделала ставку на интернет-торговлю и открыла несколько веб-ресурсов — для каждого товара отдельно, чтобы занять нишу специализированных магазинов.

— Вы же знаете, у нас сложный сайт, нам абы какой программист не подойдет… — взял слово гендиректор «Стильных обоев» Евгений Маслов. — И отношения у нас с разработчиками хорошие. Жаль их терять.

Интернет-магазин обоев открылся пару лет назад. К тому времени подразделение, занимавшееся ими, выросло в самостоятельную бизнес-единицу, которая закупала товар на лучших фабриках Европы и Азии. «Стильные обои» даже наняли дизайнеров, которые разрабатывали рисунки специально для России.

— Мы это понимаем, — заверил его Басов. — Поэтому возьмем лучших специалистов на рынке.

Свои интернет-магазины были также у красок и плитки; кроме того, компания занялась ремонтом квартир и открыла ­отдельный­­ сайт для привлечения клиентов. Все эти ресурсы давали хорошую отдачу: продажи и заказы росли. Но руководству «ЕвроКачества» не нравилось, что каждое подразделение самостоятельно заказывало для себя сайты и курировало всю работу — от поиска исполнителя и создания дизайна до наполнения сайта. Посчитав расходы на интернет-ресурсы завышенными, руководство решило их оптимизировать, а заодно привести к едино­образию визуальные решения и функционал сайтов.

— Посмотрите, оформление: кто во что горазд! — Басов листал презентацию на большом экране. — В одном магазине можно видеть оттенок, в другом нет. Где-то картинки увеличиваются во весь экран, где-то — нет.

— Но это же разные товары, поэтому разные подходы, — возразил Маслов. — Конечно, веб-платформы староваты, но они выполняют свои задачи.

Глава отдела по плитке его не поддержал: «Мы, честно говоря, намучились с нашим сайтом — техподдержка слабая, найти с ней общий язык сложно. Менять? А где гарантии, что не нарвешься на то же самое? Пусть будет своя команда под рукой».

— В общем, мы хотим перезапустить все в едином дизайне, чтобы была узнаваемость «ЕвроКачества», расширить функционал и интегрировать сайты с нашим главным порталом, — подытожил Басов. — Кроме того, компания получит полный доступ ко всем нашим интернет-ресурсам и контроль над ними.

— А кто возглавит новый отдел? — Вы его знаете: руководитель нашей техподдержки и сисадминов Юрий Сорокин.

Мужчина в шерстяном свитере кивнул.

— Юрий будет отвечать за найм новых сотрудников, привлекать фрилансеров, если потребуется, и выполнять задачи по онлайну, которые вы перед ним поставите, — объяснил президент «ЕвроКачества». — У него большой опыт в этом деле.

— Для вас практически ничего не изменится, — обратился к присутствующим Юрий. — Вы также будете заключать с нами договор на создание и обслуживание сайта, сами будете его наполнять. Мы только возьмем на себя его создание (дизайн и программирование) и техподдержку. И, хочу вас заверить, у нас будут высококлассные профи.

«Не халтурщики»

За три месяца Сорокин набрал команду в отдел разработок и начал перезапускать интернет-ресурсы компании. Первым под переделку пошел магазин обоев: требовалось улучшить систему онлайн-заказов, добавить функцию оплаты банковскими картами и электронными деньгами, сделать удобную и функциональную «админку».

— Нам нужно четкое техзадание, чтобы потом не было претензий, — предупредил всех помощник Сорокина.

— А что, были претензии? — поинтересовался Михаил, ответственный за интернет-магазин в «Стильных обоях». Ему поручили курировать перезапуск сайта.

— Нет, но мы халтуры не делаем. Все четко по заданию.

— Ясно. Высылаю техзадание. С нашим генеральным все обсудили и согласовали.

Вскоре Юрий Сорокин выставил счет. Сумма приближалась к верхней границе того, что запрашивали веб-студии на рынке.

— А что так дорого? — поинтересовался гендиректор «Стильных обоев».

— У вас сайт на старом языке, написан криво, многое нужно переделывать. Потом, у вас много интерфейсов, много различных блоков… — Слушайте, но это как-то непонятно. Хотелось бы поподробнее, из чего складывается такая цена.

— Хорошо, вышлю вам подробные расчеты. Но они предварительные. Нам с вами еще нужно будет сесть и уточнить техзадание.

Когда Евгений Маслов получил смету, он так и не смог понять, откуда взялись цифры. «Создание мультидизайна сайта — 200 тысяч рублей. Создание специальной серии иконок — 40 тысяч рублей. Многоуровневое меню с выпадающими списками — 7 тысяч рублей».

Он позвонил Сорокину:

— Послушайте, я так и не понял, почему поиск по сайту стоит 35 тысяч рублей, а не, скажем, 15?

— Это работа квалифицированного программиста, помноженная на время. Все по стандартам. У нас почасовая оплата. Сделать меню, например, занимает 16 часов.

— И что, его нельзя сделать за полдня?

— Нет, конечно. Мы же не халтурщики. Это вам на стороне все за пять минут сделают. А мы работаем качественно.

— Все равно не понятно. Из чего состоят эти 16 часов: что за это время делают программист, дизайнер? Какой результат их труда?

— Вы хотите, чтобы я пошагово расписал всю работу? Даже если я сейчас буду все операции объяснять, вы все равно ничего не поймете. Вы же не знакомы с основами программирования?

— Ладно. И когда сайт будет готов? — Где-то через полгода.

— А раньше никак?

— Я же говорю: там много работы.

Однако через полгода сайт все еще не был сдан. Разработчики время от времени просили уточнений. «Мы разбираемся в старом коде, там столько всего наворочено, — объяснял Сорокин. — Имейте в виду, мы же не новый проект с нуля пишем, а доделываем старый. Это всегда сложнее».

Еще через пару месяцев «Стильные обои» снова напомнили о сроках, но разработчики отвечали, что у них полно дел с другими сайтами компании. Мол, ждите. Маслов не выдержал и обратился к президенту «ЕвроКачества»: — Сергей Вадимович, позвольте нам найти компанию на стороне. Это будет и быстрее, и дешевле, раз наши так заняты.

Басов вызвал разработчиков, и те объяснили, что сложности возникли не по их вине. Президент попросил на них не наседать, а брать кого-либо со стороны запретил: «Давайте придерживаться политики компании».

Интернет-магазин был готов к перезапуску через 10 месяцев. Его открыли в тестовом режиме, и тут же обнаружились мелкие проблемы. То меню с категориями обоев работает со сбоями, то заказы куда-то пропадают. У «Обоев» были свои замечания: нужно переставить местами иконки, поменять цвет меню, добавить возможность рассматривать фактуру обоев при увеличении и т. д. Свои недоделки разработчики исправляли бесплатно, а за пожелания заказчика требовали денег.

— Вынести товар дня на главную страницу? Без проблем. Это стоит 10,5 тысячи рублей, — говорил Сорокин.

— Это же мелкие правки! — недоумевал Маслов. — За что доплачивать? За то, отвечали ему, что этого не было в техзадании. «Стильным обоям» пришлось платить: они уже давно планировали открыть новый магазин, анонсировали это событие поставщикам и клиентам. Кроме того, без интернет-магазина обойщики не могли запустить собственную службу доставки, которая должна была заменить стороннюю организацию.

В конце концов магазин открылся: он был удобнее старого, со множеством новых функций. Маслов принимал поздравления, но один из звонков его огорчил. Знакомый директор интернет-магазина «Лучшая сантехника» поинтересовался, во сколько ему встал перезапуск сайта.

— Да ты что?! — воскликнул он, услышав сумму. — Ты же знаешь «Мир обоев»? У них магазин на ваш похож, так им сделали в полтора раза дешевле.

— Я тоже знаю, где iPhone купить за 50 долларов. Один в один — не отличишь. Адрес подсказать?

— Да ладно, мы же не про китайские подделки говорим. Мое дело предупредить, что цены у вас высоковаты.

«Сам знаю, — подумал Маслов. — Сдается, намучаемся мы еще с этим отделом».

«Придумайте сами»

Недоделок в интернет-магазине оказалось много. Покупатели жаловались в техподдержку, что их заказы не принимаются, то корзина отображается неверно, то вдруг не проходит оплата по картам. Иногда медленно загружались страницы с обоями или некорректно работало меню.

— Почему у нас не загружается фото обоев большого размера? — интересовался Михаил, занимавшийся наполнением сайта «Стильных обоев».

— Мы сделали так, как вы нам объяснили, — отвечали ему в отделе разработок.

— Ну, знаете, так мы вам не объясняли! Давайте исправлять!

— Хорошо. Но это будет вам стоить, минуту… 9 тысяч. Займет две недели.

— Как это? Почему мы должны платить?

— Это ваши риски, а не наши. Мы все сделали так, как нам говорили.

За решение каждой проблемы отдел разработок требовал денег. Доказать, что это их ошибка или недоделка, оказалось невозможно. Масла в огонь подлил директор «Лучшей сантехники», похваставшийся в очередном телефонном разговоре: «Мы недавно новый формат фотографий вводили. Так мы позвонили разработчикам нашего сайта, нам все за полдня сделали!» Маслов решил еще раз поговорить с Сорокиным. Все это ему порядком поднадоело: почему он, гендиректор, должен разбираться в нюансах программирования, чтобы нормально договариваться со своим же отделом разработок? «Работа с вами — одни проблемы, — заявил он. — Вы сдаете некачественный проект, постоянно что-то доделываете — за наш счет, при этом стоит все это дороже, чем на рынке».

Сорокин удивленно вскинул брови: — Послушайте, мы никого не обманываем. Вы знаете, сколько проектов сделали те, кого я привел? Это крупнейшие интернет-магазины, банковские программы.

— Меня это мало волнует. Допустим, у вас профи. Но я хочу понять, почему у одних работа занимает две недели, у других — два часа.

— Универсальных прейскурантов нет. Все зависит от конкретной задачи.

— Уверен, если бы нам разрешили привлекать сторонних разработчиков, вы заговорили бы по-иному. Просто вы пользуетесь тем, что у вас нет конкурентов.

— Мы делаем все от и до, и плиточники, например, довольны. Они не хотят разбираться, что и сколько стоит. Обратились к нам — мы сделали. А задержки неизбежны при нашей загруженности.

Не найдя понимания, Маслов обратился к президенту «ЕвроКачества».

Басов выслушал его доводы:

— Давай не горячиться, — возразил он. — Отдать сайты на аутсорсинг — не лучшая идея.

В деньгах, возможно, сэкономишь, но у нас надежнее.

— И что теперь? Я что, должен разбираться, как они считают? Ведь раньше я как заказчик диктовал условия. И исполнитель старался идти мне навстречу.

А эти? Они же пользуются тем, что никуда я от них не денусь.

— Знаешь что, давай так. Раз ты уже вник в эту тему, подумай, что и как здесь можно улучшить. Как перестроить работу и взаимоотношения с отделом разработок, чтобы вы были довольны и они не садились вам на шею.

— Но у меня есть чем заняться, Сергей Вадимович…

— Ты подумай. Это перспективное направление в нашей компании. Ведь дело касается не только этого отдела, но и всего бэк-офиса.

Гендиректор «Стильных обоев» задумался. Браться за эту задачу ему не хотелось, но вопрос решать было надо, к тому же за это могли поощрить. «Допустим, с разработчиками еще можно что-то придумать — скажем, ввести конкуренцию с внешними исполнителями: кто предложит лучшие условия, того и работа. Хотя и здесь не все так просто… Нужно создать какую­-­то систему оценок. Но какую?».

Сергей Горшенин, начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Светлана», госкорпорация «Ростехнологии»

Описанная в кейсе ситуация не нова и хорошо показывает целый ряд управленческих недочетов, которые привели к диктату бэк-офиса. Рассмотрим основные.

Можно предположить, что у руководства не было ни четкого плана действий по созданию подразделения интернет-проектов, ни сравнительных расчетов его экономической эффективности, ни карты потенциальных рисков. Например, решено было привести оформление всех сайтов к единому шаблону. Но ни слова не сказано об унификации внут­ренней архитектуры сайтов.

А ведь это основное, что следовало сделать для снижения себестоимости владения и поддержки всех сайтов.

Следующий недочет можно описать максимой: «Экономика должна быть экономной». То есть руководство компании не продумало экономическую модель взаимодействия между разработчиками и заказчиками. Отсутствие единой концепции по перезапуску всех интернет-магазинов привело к тому, что основные затраты на разработку дизайна и создание архитектуры понес первый заказчик — ­«Стильные обои». Кроме того, не рассчитывали и убытки от простоев ­­­и потери потенциальных клиентов и заказов — иначе запустили бы сайт быстрее.

Наконец, третья проблема описывается формулой: «Не все то золото, что блестит». Здесь все просто: лучшие специалисты на рынке, собранные по одному, не всегда создадут лучшую команду, которая будет эффективно использовать свой потенциал, отпущенное время и ресурсы. Создавая подразделение, оказывающее рыночные услуги за реальные деньги, важно помнить, что в штате, а лучше даже во главе подразделения, должен быть специалист с бизнес-мышлением.

В данной ситуации можно предложить следующее.

Прежде всего нужно определиться, так ли важно, чтобы подразделение интернет-проектов было центром финансовой деятельности. Если это доходно-расходное подразделение, то нужно либо вывести его в отдельное юрлицо со всеми вытекающими последствиями, либо разработать для него «хозрасчетную» модель. Если подразделение затратное, то надо снять с него функцию по ведению договорной работы. Иначе говоря, оставить ему только технологии — без экономики и финансов.

Далее следует разработать систему оценок и обратной связи. В компании уже есть техническая поддержка, возможно, даже работающая по заявкам в электронной форме. Поэтому добавить функцию учета отзывов и оценок будет несложно. Также необходимо разработать систему оплаты труда, состоящую из постоянной и переменной части. Переменная часть должна зависеть от интег­ральной оценки заказчика.

Кроме того, нужно составить и согласовать со всеми заказчиками единый прейскурант на типовой набор предоставляемых сервисов и услуг. При этом цены не могут быть выше среднерыночных, так как у внутреннего исполнителя, в отличие от внешнего, отсутствует целый ряд затрат, например аренда, услуги бухучета, затраты на рекламу и т. д.

За несоблюдение сроков ввести штрафы и обязать разработчиков предоставлять детальную и структурированную документацию каждому заказчику. И, наконец, последнее. Необходимо создать положение о том, при каких условиях заказчики в компании могут отказаться от внутреннего исполнителя.

Алексей Федоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт»

На мой взгляд, у этого кейса есть простое решение. У господина Маслова есть потрясающая возможность сделать из одного бизнеса два. Вместо того чтобы с кем-то бороться, пытаться доказать, что нужно отдать именно этот сайт компании с немного странным названием «Стильные обои» на аутсорсинг, или смириться и доделывать сайт силами своей собственной IT-инфраструктуры, нужно сделать второй сайт, вторую платформу.

В чем плюс? Появится та самая­­­­­­ внутренняя конкуренция, о которой говорит Маслов, а у покупателя будет псевдовыбор. Зарегистрировать ООО с другим названием, купить другие телефонные номера, другой хостинг, обратиться к другому провайдеру — замести все следы родства нового сайта с компанией «Стильные обои» (заодно назвать ее каким-нибудь нормальным именем) и одновременно в два раза увеличить продажи. Потому что вместо одного домена в поисковой выдаче через какое-то время появятся два.

Более того, можно развести сайты по категориям товара — на одном будут одни картинки, и выдаваться они будут так, как Маслову не нравится, с маленьким разрешением. Возможно, это устраивает кого-то из покупателей, а он, Маслов, действительно занимается вкусовщиной и не объективен. Возможно, коллеги из собственной веб-разработки совершенно правы и делают действительно хороший, серьезный механизм. А Маслов думает только о красивых иконках и картинках.

Причем если за один инструмент теперь отвечают мотивированные конкуренцией внутренние айтишники, то за второй — не менее мотивированный Маслов. Эта внутренняя мотивация дорогого стоит.

В этой компании два разных отдела будут одновременно стремиться доказать друг другу, что они лучше сделали сайт и могут продать больше. Я надеюсь, что Сергей Басов — разумный человек, которому действительно интересно, чем закончится эта борьба и какой проект принесет больше денег. Лично мне ка­жется, очень правильно, если у компании существует несколько нишевых сайтов.

Возможно и другое решение. Для всей компании в целом, всех ее подразделений — «Стильных обоев», стильных плиток, стильной сантехники, для всего, что у них есть стильного, внутренняя команда IT делает один общий сайт, где потребитель может увидеть не только глубину ассортимента, но и его широту. А одновременно с этим каждый проект с отдельным юрлицом делает отдельный сайт для своей группы товаров и развивает его. В этом случае внутренняя ИТ-команда не загружена сваливающимися из всех подразделений задачами, а делает только один проект на одной общей платформе, а руководитель каждого подразделения может развлекаться как ему вздумается в пределах отведенного руководством «ЕвроКачества» бюджета и строить свой отдельный сайт, который либо принесет, либо не принесет прибыль. Тогда и будет понятно, кто из руководителей подразделений на самом деле понимает что-то в интернет-торговле и в бизнесе, а кто нет. И тот проект, который окажется наиболее удачным — один из внешних проектов или большой внутренний — будет выбран как основная платформа и как мейнстрим для всей компании.

Игорь Дюков, профессор Стокгольмской Школы Экономики:

Это типичная ситуация для компаний. Можно понять и гендиректора, который хочет повысить управляемость и собрать выполнение всех функций внутри «ЕвроКачества», и начальников подразделений, которым проще и, возможно, дешевле работать с аутсорсинговыми компаниями. Как лучше поступить, однозначно ответить нельзя: все зависит от конкретной компании.

В предложенной ситуации нарушена система взаимодействия подразделений: как функционально между самими отделами, так и на уровне лидерства – между их начальниками, а также между начальниками отделов и генеральным директором. Понятно, что у руководителя «обойного» и других отделов возникло внутреннее сопротивление нововведениям генерального директора, и они не воспринимают новый отдел вэб-разработок как помощника. С другой стороны, его возглавил айтишник в свитере, который, вероятно, не знаком с теорией лидерства и понимает задачу исключительно технически и формально: как вы нам дали, так мы вам делаем.

Как из этой ситуации выйти? Начать, на мой взгляд, следует с командообразования, потому что коммерческие подразделения не чувствуют, что отдел Сорокина создан им в помощь, а сами разработчики ведут себя по принципу: "вас много, а я один". Сейчас важно сформировать команду из отделов и донести до вэб-разработчиков, что они работают только потому, что существуют эти отделы продаж – обоев, плитки, сантехники. Доходы айтишников, как и всего бэк-офиса, зависят от эффективности работы тех, кто продает. Коммерческим подразделениям, в свою очередь, необходимо объяснить, что новый отдел создан им в помощь. Важно, чтобы между ними наладились отношения и появилось понимание. Чтобы этот процесс пошел, нужна воля гендиректора – но ее пока нет. «Обойщику» Маслову в предложенной ситуации нужно постараться, чтобы Басов задумался над этим и понял, как формировать команду.

После того, как сформируется команда, на что уйдет минимум полгода или год, нужно разработать систему мотивации подразделений. Их оплату труда стоит поставить в зависимость от результатов деятельности всей компании. Отдел вэб-разработок должен понять, что их деньги – премии, бонусы – зависят от того, насколько успешными будут результаты работы отделов продаж. Что они работают не на себя, а являются членами команды и работают на общий результат. Если разработчикам, например, говорят, что при клике на сайте должна быть видна структура обоев, то так должно и быть - и разработчики должны понимать, что от этого зависят и их доходы. Возможно, для лучшего взаимодействия отделу вэб-разработок открыть доступ к отзывам клиентов, проводить совместные семинары по качеству работ. Здесь важно, чтобы работа по командообразованию проводилась систематически, так как нужно изменить культуру «ЕвроКачества», которая сейчас представляет собой лоскутное одеяло.

В принципе, есть стандартные подходы к организации работы бэк-офиса. Нужно, во-первых, прописать, функции работы каждого подразделения. Второе, прописать взаимодействие между этими подразделениями. Например, кто ответственен за инструкции по сайтам, как формируется внутренняя - трансфертная - цена, также нужно прописать обязательство разработчиков продемонстрировать пробную версию сайта отделу продаж и устранить замечания и т.д. В «ЕвроКачестве» ничего этого нет.

Конечно, можно разрешить внешнюю конкуренцию внутренним процессам. И фронт-офисам можно разрешить выбирать между аутсорсинговыми компаниями и отделом вэб-разработок. Но только на начальном этапе, поскольку как система такой шаг не эффективен, так как возникает параллельная работа и стоимость возрастет. Поэтому лучше вырабатывать такую сознательность, которая мотивируется экономически. Однако гендиректор компании пока к такому видению, судя по всему, не готов. И то, что он предлагает Маслову возглавить процесс интеркомуникаций, свидетельствует о спонтанности этого решения, которое возникло в силу безысходности. Как вариант можно пригласить экспертов, которые бы могли провести экспертизу предложений внутренних вэб-разработчиков, чтобы понять, насколько их предложение конкурентоспособно. Но это принципиально не меняет картину: гендиректор пытается решить задачи реорганизации компании, в которых он не компетентен. Поэтому, на мой взгляд, Маслову в этой ситуации сложно: ему нужно либо смириться, либо подталкивать гендиректора к тому, чтобы он занялся своим образованием и понял основы лидерства и мотивации, либо увольняться, потому что продажи при таком подходе у него будут падать.