Всегда ли хорошо быть лучшим? | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Всегда ли хорошо
быть лучшим?

Вы сделали великолепный продукт и хотите, чтобы потребитель воспринял его как лучший в своем классе. И вот ваши маркетологи уже разрабатывают рекламную кампанию, где подробно разъясняют, его превосходство над всеми. В результате продажи оправдывают самые смелые ожидания. Однако, вместо того чтобы купаться в лучах заслуженной славы, вы вынуждены отвечать на поток жалоб от потребителей и обрабатывать кучу возврата. Итак, ваша стратегия отрикошетила в вас самих. Но почему?

Автор: Ма Джинджин

Всегда ли хорошо быть лучшим?

читайте также

Проверка на вовлеченность: о чем на самом деле думают ваши сотрудники

Шэрон Оливье,  Эми Брэдли

Предпринимательство заведомо порождает неравенство

Дэниел Айзенберг

Заповеди виртуального маркетинга

Барвайз Патрик,  Михан Шон

Как руководитель должен реагировать на неприятности

Кристина Брэдли,  Эмма Сеппала

Вы сделали великолепный продукт и хотите, чтобы потребитель воспринял его как лучший в своем классе. И вот ваши маркетологи уже разрабатывают рекламную кампанию, где подробно разъясняют, его превосходство над всеми. В результате продажи оправдывают самые смелые ожидания. Однако, вместо того чтобы купаться в лучах заслуженной славы, вы вынуждены отвечать на поток жалоб от потребителей и обрабатывать кучу возврата. Итак, ваша стратегия отрикошетила в вас самих. Но почему?

Оказывается, рекламные ролики, где один товар сравнивается с другими 
и позиционируется как самый лучший, включают в головах людей механизм максимализма. В результате потребитель ожидает, что «самый лучший товар» будет совершенным абсолютно во всех отношениях. И если это не так, он считает, что его обманули.

Наше исследование показывает, что, хотя одни люди — максималисты по природе, а другие нет, эти качества проявляются не всегда: даже обычный человек может стать максималистом, если ему предлагают сравнить что-то с чем-то и выбрать лучшее. Рекламный ролик запускает этот механизм, и после покупки «самого лучшего» товара у потребителя может наступить разочарование в покупке, и достаточно какой-то мелочи, чтобы он ушел к конкуренту.

В серии экспериментов мы имитировали эффект от рекламы «лучшего продукта», провоцируя максималистский подход в испытуемых, а затем выясняли степень их удовлетворенности тем или иным товаром. Мы попросили студентов выбрать лучшее предложение из нескольких компенсационных пакетов, ипотечных схем и прочего. (Контрольная группа просто отвечала на вопрос, отличаются ли эти предложения друг от друга.) После этого мы предложили студентам выбрать что-то на перекус. Половина получила то, что просила, а остальным выдали не то, что они заказывали, — якобы какие-то позиции в меню закончились. В конце участников просили оценить еду. Среди тех, кому ее заменили, особенно недовольны были те, в ком мы стимулировали максимализм. Опрос показал, что они готовы были бы заплатить за этот товар меньше прочих и скорее предпочли бы товар конкурентов.

Эти результаты дают ценную информацию о том, как следует строить рекламу и выкладку товаров. Стоит хорошенько подумать, прежде чем использовать такие ходы, как сравнение продуктов и утверждения типа «наш продукт — лучше всех», так как опасность разочарования слишком велика. Предыдущие исследования говорят о том, что жестокое наказание наступает и тогда, когда позиционируемый как «самый лучший» товар едва-едва недотягивает до совершенства. Даже если вы абсолютно уверены в превосходстве своего товара, вы избежите возможных проблем, воздержавшись от лишних сравнений и слишком амбициозных заявлений.