Почему мозговой штурм — потеря времени | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему мозговой штурм —
потеря времени

Почему же мозговой штурм все еще остается столь распространенной практикой, если у него столько изъянов?

Автор: Томас Чаморро-Премузик

Почему мозговой штурм — потеря времени

читайте также

Позволительно ли быть сверхбогатым в современном мире?

Умар Хак

Бот в помощь: как новые технологии могут изменить здравоохранение

Дэвид А. Аш,  Марк Л. Бергер,  Шон Николсон

Как плохие руководители становятся хорошими лидерами

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Идеи для тех, кто изменяет мир

Елена Евграфова

Рост и инновации начинаются с креативных идей. Креативность отдельных сотрудников зависит от сочетания опыта, мотивации и умения мыслить творчески. На уровне коллектива креативность порождается синергией его членов: благодаря ей целое оказывается больше, чем сумма его частей.

Наиболее часто применяется метод мозгового штурма. Эту технику разработал еще в 1950-х Алекс Осборн, человек, словно вышедший из сериала «Безумцы». Мозговой штурм следует четырем принципам: а) генерируйте как можно больше идей, б) отдавайте предпочтение необычным, оригинальным идеям, в) сочетайте и оттачивайте предложенные идеи и г) пока длится этот штурм, ничего не отвергайте и не критикуйте. Этот процесс, по природе своей неформальный и неструктурированный, основан на двух давно известных психологических предпосылках: во-первых, присутствие других людей само по себе оказывает стимулирующее воздействие, а во-вторых, количество рано или поздно переходит в качество.

Осборн утверждал, что мозговой штурм дает почти на 50% лучший результат, чем индивидуальные усилия. Но без малого шестьдесят лет научных исследований так и не подтвердили, чтобы идеи, порожденные подобным образом, были лучше, чем идеи, которые равное количество сотрудников могли бы выработать самостоятельно. Большое количество примеров указывает скорее на то, что мозговой штурм нарушает творческий процесс и итогом его будет не синергия, а снижение общей отдачи.

Метааналитический обзор более 800 команд обнаружил, что люди высказывают больше оригинальных идей, когда не общаются с другими. Особенно вреден мозговой штурм для больших команд, для групп, которые находятся под строгим руководством, и в тех случаях, когда устные выступления не протоколируются. Еще одна проблема: они быстро сдаются, если их усилия не окупаются сразу же.

Но почему мозговой штурм не приносит ожидаемых плодов? Тому есть четыре причины:

  • Отлынивание. Известна тенденция «проехаться за чужой счет» — люди меньше прилагают усилий в команде, чем когда вся ответственность лежит на каждом члене коллектива. Это схоже с эффектом наблюдателя: мы не склонны делать то, что вполне могут сделать за нас другие.
  • Читайте материал по теме: Офис как место для тусовки
  • Тревожность. Сотрудник тревожится о том, как будут восприняты его предложения. У этого явления есть и другое название: «страх перед оценкой». Если у кого-то из членов группы обнаружатся превосходящие знания и опыт, другие не захотят подставляться — особенно этот страх давит на интровертов и неуверенных в себе людей.
  • Наименьший общий знаменатель. Это процесс «адаптации на понижение», когда самые талантливые члены группы начинают уподобляться наименее способным. Такой эффект хорошо известен в спорте: тренируясь со слабым напарником, спортсмен теряет собственные навыки, опускаясь до уровня этого человека.
  • Взаимные помехи. При любых размерах группы непременное условие — выдвигать не более одной идеи за раз, чтобы тебя выслушали. Исследования показали, что количество идей достигает максимума при шести-семи участниках штурма, а затем с ростом числа участников снижается.

Почему же мозговой штурм все еще остается столь распространенной практикой, если у него столько изъянов?

Читайте материал по теме: Экстраверты тоже нуждаются в личном пространстве на работе

На то есть две основные причины. Во-первых, специализация труда растет, знания и опыт распределяются между сотрудниками, и если для решения проблемы требуется привлечь разные типы знания или опыта, то правильно подобранная команда теоретически могла бы повысить качество принимаемых решений. Однако на практике требуется еще и правильный подбор людей и очень непростая координация их работы. Во-вторых, даже если группы не генерируют больше идей или лучшие идеи, мозговой штурм выглядит наиболее демократичной из всех возможных процедур, а потому сотрудники охотнее принимают порожденные в этом процессе соображения и начинают их осуществлять — независимо от их объективного качества.

И наконец, мозговой штурм применяется потому, что это кажется правильным. Это очередное плацебо из аптечки менеджмента талантов, в него продолжают верить вопреки очевидным доказательствам. Так что не стесняйтесь, созывайте очередной мозговой штурм. Но не рассчитывайте на какой-то существенный результат, кроме хорошего самочувствия вашей коллектива.

Читайте по теме: