Как починить «мудрость толпы» | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как починить
«мудрость толпы»

Пять принципов, которые помогут довести краудсорсинговые идеи до ума

Авторы: Джоанна Бруннедер , Дирк Дейхманн , Огуз Аджар , Тарун Сарвал

Как починить «мудрость толпы»
Фото: dorian2013/Getty Images

читайте также

Игры для лучшей жизни

Джейн Макгонигал

Моральный кодекс директора

Нитин Нория,  Ракеш Хурана

Чего Бразилии ждать от инвестиций в Чемпионат мира по футболу

Эллисон Стюарт

Как научить предпринимательству тех, кто не любит рисковать

Питер Джианиодис,  Тобин Тернер

На бумаге инновации с использованием краудсорсинга выглядят вполне разумно: если одна голова хорошо, а две — лучше, то почему не привлечь 20 тыс.? Наверняка у кого-то найдутся свежие решения вашей проблемы. Но на практике подобные программы часто работают не так хорошо, как хотелось бы. Слишком часто даже лучшие предложенные участниками идеи исчезают в Бермудском треугольнике логистических трудностей, внутренней политики и недоверия профильных специалистов. Так получилось и в эксперименте с краудсорсингом, проведенном промышленной ассоциацией VDMA, представляющей свыше 3,2 тыс. немецких инжиниринговых компаний. VDMA выявила шесть нерешенных технических проблем, стоящих перед ее членами, и выступила инициатором открытого глобального поиска решений. В результате были получены десятки жизнеспособных решений. Однако, в конце концов, ни одно из них компании не использовали. Ни в одной из 3,2 тыс. организаций не выбрали предложение со стороны. В НАСА попытались провести эксперимент с краудсорсинговыми инновациями и столкнулись с еще более серьезной реакцией: некоторые ученые сочли инициативу оскорблением. В конце концов, они стали работать в НАСА, чтобы решать интересные задачи самостоятельно. Даже когда компании более открыты к сторонним наработкам, путь от идеи к коммерчески реализуемому решению требует множества дополнительных шагов, большинство которых не так просто осуществить. Насколько это трудно, можно понять на примере провала Quirky, стартапа, полностью пользующегося краудсорсинговыми изобретениями. В 2015 году компания объявила о банкротстве, отчасти потому, что так и не удалось разработать систему запуска полученных решений в массовое производство. Чтобы избежать подобной нестыковки между изобретением и его реализацией, Международный комитет Красного Креста (МККК) нашел новый подход к краудсорсингу идей. Был разработан проект Enable Makeathon, направленный не только на поиск хороших идей продуктов, которые помогали бы людям с инвалидностью, но и на вывод этих идей на рынок. Пока проект реализуется успешно. Enable Makeathon позволил создать ряд перспективных стартапов, в том числе:

  • Mobility, стартап, продающий бюджетные коляски, предназначенные для исправления осанки детей с ДЦП.

  • AskBlee, информационный сервис на языке жестов, предназначенный для 65 млн глухих в Индии.

  • Amparo, разработчик Confidence Socket, нового фиксирующего устройства для протеза голени, который легче надевать и комфортнее носить.

  • Torch-It, производитель виртуальной трости для слепых, позволяющей получать информацию о расстоянии до препятствий и их характере приблизительно на 3 м вперед.